В 1932 г. литератор и публицист М.Е. Кольцов выступил с инициативой отметить 40-летний юбилей литературной и общественной деятельности А.М. Горького строительством агитационного самолета-гиганта его имени. Возглавил проект авиаконструктор А.Н. Туполев.
В строительстве самолета АНТ-20 «Максим Горький» приняли участие более 100 учреждений, в том числе Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). К работе приступили 4 июля 1933 г., а уже 24 апреля 1934 г. специальная правительственная комиссия признала самолет годным к полетам.
Это был настоящий гигант! Длина фюзеляжа – 32,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 2,5 м; размах крыла – 63 м, площадь полезных помещений – более 100 кв. м, масса – 28,5 т, с грузом – до 50 т; скорость – 260 км/час. АНТ-20 вмещал 8 членов экипажа и 72 пассажира. На борту предстояло разместить средства массовой агитации - редакцию газеты, типографию, фотолабораторию, широковещательную радиоустановку, звуковую кинопередвижку, аппарат для световых надписей на облаках и усовершенствованную установку для разбрасывания агитационной литературы.17 июня 1934 г. летчики-испытатели М.М. Громов и И.И. Журов впервые подняли самолет в воздух. Еще через два дня он совершил триумфальный полет над Красной площадью в сопровождении истребителей.
Восхищенные иностранные журналисты после полета над Москвой подробно описывали внутреннее устройство и вид самолета.
Французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Я летал на самолете “Максим Горький”. Эти коридоры, этот салон, эти каюты, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь – все было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку. Но еще больше, чем техническим совершенством самолета, я восхищался молодым экипажем и порывом, общим для всех этих людей. Я восхищался их серьезностью и внутренней радостью, с которой они работали. Чувства, обуревавшие этих людей, казались мне более мощной движущей силой, чем сила восьми великолепных моторов гиганта...».
Летные испытания, длившиеся около года, успешно закончились. Но 18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут произошла катастрофа. Самолет “Максим Горький” под управлением летчика ЦАГИ И.И. Журова, при втором пилоте из эскадрильи им. М. Горького Михееве с 36 пассажирами на борту (ударниками ЦАГИ) совершал полет в сопровождении тренировочного самолета ЦАГИ под управлением летчика Благина. Во время сопровождения были категорически запрещены фигуры высшего пилотажа. Летчик Благин нарушил запрет и выполнил фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета “Максим Горький”. При выходе из мертвой петли Благин своим самолетом ударил в крыло АНТ-20. “Максим Горький” от полученных повреждений начал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю.
На фото:Заслуженный летчик СССР т. М.М. Громов у штурвала самолета гиганта «Максим Горький».
Фотография из альбома «Агит-самолет ”Максим Горький”».
Неизвестный фотограф.
Москва, 1934 г.
Отпечаток на желатино-серебряной бумаге.16,8 × 22,9.
Из коллекции ГИМ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев