Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это расстройство исполнительных функций мозга из-за дефицита нейромедиаторов: дофамина и норадреналина, более тонкой префронтальной коре. При СДВГ:
- мозг не может блокировать то, что отвлекает;
- трудности с планированием;
- ребенку тяжело держать в уме то, что делаешь и проговаривать это самому себе в текущий момент (рабочая память);
- ребенок очень импульсивный.
СДВГ на примере: почему для ребенка с СДВГ «просто сесть и сделать» – это сложно
Представьте, что ребенку нужно убраться в комнате. Казалось бы, что тут трудного? Но для человека с СДВГ это – многоступенчатый квест, где каждый шаг дается с боем.
1. Планирование – «С чего начать?»
Обычный ребенок может мысленно разложить задачу: "Сначала соберу игрушки, потом протру пыль, потом пропылесошу". Но при СДВГ мозг не выстраивает эту цепочку – вместо четкого плана возникает хаос. Тревога нарастает, и задача кажется неподъемной.
2. Импульсы – «Ой, а что это?»
Ребенок наконец решает начать и берет первую вещь – например, машинку. Но тут замечает под кроватью старый комикс, в голове возникает мысль «О, надо перечитать!». Бросив уборку, он углубляется в чтение. Через 10 минут взгляд падает на конструктор – и вот он уже строит башню вместо того, чтобы складывать разбросанные детали.
3. Эмоции – «Это слишком сложно!»
Через полчаса беспорядочных действий комната все так же захламлена. Раздражение нарастает: «Я ничего не успеваю, это бессмысленно!». Отсроченная мотивация (если уберусь, будет чисто и мама похвалит) не работает – хочется немедленного удовольствия. И ребенок бросает все, переключаясь на что-то более приятное.
Как должна работать исполнительная система?
Здоровый мозг помогает:
- Сосредоточиться – Сейчас только уборка, комикс подождет.
- Держать цель в голове – Я кладу машинки в коробку, потом займусь книгами.
- Контролировать импульсы – Поиграю позже, сначала закончу.
- Справляться с эмоциями – Да, это нудно, но я справлюсь.
Критерии СДВГ
1) Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):
- неспособность внимательно следить за деталями и частые ошибки в любой деятельности (обучение, уборка и т.д.);
- не удается поддерживать внимание на заданиях или играх;
- не слушает что ему говорят;
- не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела;
- проблемы с самоорганизацией;
- избегает или очень не любит задания, требующие постоянных умственных усилий;
- теряет любые личные вещи (игрушки, тетради и т.д.);
- легко отвлекается на внешние стимулы;
- забывчивость.
2) Гиперактивность (требуется не менее 3 признаков):
- беспокойные движения (ёрзает, стучит ногой, крутит в руках предметы);
- не может усидеть на месте, когда это требуется (например, в классе;
- бесцельная активность (бегает, лазает в неподходящих ситуациях);
- чрезмерно шумит, где это не нужно.
3) Импульсивность (требуется не менее 1 признака):
- выкрикивает ответы, не дослушав вопрос;
- трудно ждать своей очереди (в играх, в очереди);
- вмешивается в чужие разговоры или игры.
- много болтает, не обращая внимания на замечания.
⠀
Дополнительные условия для диагноза
- Все симптомы проявляются часто.
- Симптомы проявляются более 6 месяцев.
- Признаки заметны до 7 лет (хотя диагноз могут поставить и взрослому).
- Проблемы во всех сферах (школа, дом, общение).
- Социальная дезадаптация, эмоциональные проблемы.
Важно!
Диагноз ставит только специалист на основе беседы, тестов и иногда дополнительных обследований (чтобы исключить другие причины). Самодиагностика по статьям или тестам из интернета – ненадежна!
Если вы замечаете такие симптомы у ребенка – лучше обратиться к врачу. СДВГ можно успешно корректировать терапией, медикаментами и адаптационными стратегиями.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев