Готфрид Вильгельм родился 1.07.1646 в семье Фридриха Лейбнюца (1597—1652), профессора философии морали (этики) Лейпцигского университета и Катерины Шмукк, которая была дочерью выдающегося профессора юриспруденции.
Отец Лейбница очень рано заметил гениальность своего сына и старался развить в нём любознательность, часто рассказывая ему маленькие эпизоды из священной и светской истории. Лейбницу не было и семи лет, когда он потерял отца. Его отец оставил после себя большую личную библиотеку и Лейбниц увлёкся чтением книг, особенно исторических.
Начальное образование Лейбниц получил в знаменитой Лейпцигской школе Св. Фомы. Библиотека отца позволила Лейбницу изучить широкий спектр передовых философских и теологических работ. В возрасте 12 лет Лейбниц был уже знатоком латыни; в возрасте 13 лет у него проявился поэтический талант. Лейбниц также увлекался Вергилием. В 14-летнем возрасте Лейбниц также стал вдумываться в истинную задачу логики как классификации элементов человеческого мышления. В школьные годы Лейбниц успел прочесть всё более или менее выдающееся, что было в то время в области схоластической логики.
В 1661 Готфрид поступил в тот же Лейпцигский университет, где когда-то работал его отец. По уровню подготовки он значительно превосходил многих студентов старшего возраста. В свою бытность студентом Готфрид Вильгельм познакомился с работами Кеплера, Галилея и других учёных и с великими идеями конца XVI и начала XVII веков.
Спустя 2 года Лейбниц перешёл в Йенский университет, где изучал математику. В 1663 Лейбниц опубликовал свой первый трактат "О принципе индивидуации", в котором защищал номиналистическое учение о реальности индивидуального, и получил степень бакалавра, а в 1664 — степень магистра философии. Затем Лейбниц изучал в Лейпциге право, однако получить докторскую степень там не удалось. Тогда Лейбниц отправился в Альтдорфский университет, где успешно и защитил диссертацию на соискание степени доктора права.
В 1667 Лейбниц поступил на службу к Майнцскому курфюрсту, где оставался до 1676, занимаясь политической и публицистической деятельностью. Работа Лейбница требовала разъездов по всей Европе; в ходе этих путешествий он подружился с Гюйгенсом, который согласился обучать его математике. С 1672 по 1676 год Лейбниц был в Париже. К путешествию во Францию Лейбница побудила надежда склонить Людовика XIV к завоеванию Египта, которое должно было отвлечь честолюбивые замыслы Франции от немецких земель и в то же время нанести удар турецкому могуществу. По пути из Парижа в Германию Лейбниц встречался в Голландии со Спинозой; там же он узнал и об открытиях Левенгука, которые сыграли важную роль в формировании его естественно-научных и философских воззрений.
В 1666 Лейбниц написал одно из своих многочисленных сочинений — "Об искусстве комбинаторики". Опередив время на два века, 21-летний Лейбниц задумал проект математизации логики. Будущую теорию (которую он так и не завершил) он называет "всеобщая характеристика". Она включала все логические операции, свойства которых он ясно представлял. Идеалом для Лейбница было создание такого языка науки, который позволил бы заменить содержательные рассуждения исчислением на основе арифметики и алгебры. Лейбниц многократно возвращался к задаче "математизации" формальной логики, пробуя применять при этом арифметику, геометрию и комбинаторику — область математики, основным создателем которой являлся он сам; материалом для этого ему служила традиционная силлогистика, достигшая к тому времени высокой степени совершенства. Позднее это сделал английский математик Джордж Буль (1815-1864), создавший основы т.н. "булевой алгебры".
Лейбниц изобрёл собственную конструкцию арифмометра, гораздо лучше паскалевской, — он умел выполнять умножение, деление, извлечение квадратных и кубических корней, а также возведение в степень. В 1673 в Лондоне на заседании Королевского общества Лейбниц продемонстрировал свой арифмометр, и его избрали членом Общества. От секретаря Общества Ольденбурга он получил изложение ньютоновских открытий: анализ бесконечно малых и теории бесконечных рядов. Сразу оценив мощь метода, Лейбниц сам начал его развивать.
В 1675 году Лейбниц завершил свой вариант математического анализа, тщательно продумав его символику и терминологию, отражающую существо дела. Почти все его нововведения укоренились в науке, и только термин "интеграл" ввёл Якоб Бернулли, сам Лейбниц вначале называл его просто суммой. По мере развития анализа выяснилось, что символика Лейбница, в отличие от ньютоновской, отлично подходит для обозначения многократного дифференцирования, частных производных и т.д. На пользу школе Лейбница шла и его открытость, массовая популяризация новых идей, что Ньютон делал крайне неохотно.
В 1676 вскоре после смерти курфюрста Майнцского Лейбниц перешёл на службу к герцогу Эрнесту-Августу Брауншвейг-Люнебургскому (Ганновер). Он одновременно выполнял обязанности советника, историка, библиотекаря и дипломата; этот пост он не оставлял до конца жизни. По поручению герцога Лейбниц начал работать над историей рода Гвельфов-Брауншвейгов. В это время Лейбниц продолжил математические исследования, и уже в 1676 в письмах к Ньютону изложил основы математического анализа.
В 1682 Лейбниц основал научный журнал "Acta Eruditorum", сыгравший значительную роль в распространении научных знаний в Европе. Он поместил в этом журнале множество статей по всем отраслям знаний, преимущественно по юриспруденции, философии и математике. Кроме того, он печатал в нём извлечения из разных редких книг, а также рефераты и рецензии на новые научные сочинения и всячески содействовал привлечению новых сотрудников и подписчиков. Лейбниц привлекал к исследованиям своих учеников — братьев Бернулли, Якоба и Иоганна.
В 1698 умер герцог Брауншвейгский. Его наследником стал Георг-Людвиг, будущий король Великобритании. Он оставил Лейбница на службе, но относился к нему пренебрежительно. В 1700 Лейбниц, действуя главным образом через королеву Софию Шарлотту, основал Берлинскую Академию наук и стал её первым президентом. Тогда же его избрали иностранным членом Французской Академии наук.
В 1697 с Лейбницем познакомился с Пётром I во время его Великого посоьства. После поражения русской армии при Нарве, Лейбниц сочинил в честь шведского короля стихотворение, в котором выразил надежду, что Карл XII победит Петра I и раздвинет шведскую границу "от Москвы до Амура". Вторая встреча с Петром I состоялась во время торжеств в 1711 году, посвящённых свадьбе наследника престола Алексея Петровича с представительницей правящего ганноверского дома, принцессой Брауншвейгской Софией Христиной. Эта встреча имела заметное влияние на царя. Впоследствии Лейбниц имел более продолжительные встречи с Петром, и, по его просьбе, сопровождал его в Теплице и Дрезден. Это свидание привело в дальнейшем к одобрению Петром создания Академии наук в Петербурге, что послужило началом развития научных исследований в России по западноевропейскому образцу. От Петра Лейбниц получил титул тайного советника юстиции и пенсию в 2000 гульденов. Лейбниц предложил проект научных исследований в России, связанных с её уникальным географическим положением, таких, как изучение магнитного поля Земли. Также Лейбниц предложил проект движения за объединение церквей, которое должно было быть создано под эгидой русского императора.
В 1708 вспыхнул печально известный спор Лейбница с Ньютоном о научном приоритете открытия дифференциального исчисления. Известно, что Лейбниц и Ньютон работали над дифференциальным исчислением параллельно и что в Лондоне Лейбниц ознакомился с некоторыми неопубликованными работами и письмами Ньютона, но пришёл к тем же результатам самостоятельно. Известно также, что не позднее 1665 года Ньютон создал свою версию математического анализа, "метода флюксий" по терминологии Ньютона, хотя и опубликовал свои результаты лишь много лет спустя. Лейбниц же первым сформулировал и опубликовал "исчисление бесконечно малых" и разработал символику, которая оказалась настолько удобной, что её используют и на сегодняшний день. В частности в 1686 он первым ввёл символ для интеграла и указал, что эта операция обратна дифференцированию.
31.01.1713 Королевское общество получило письмо от Лейбница, содержащее примирительную формулировку: он согласен, что Ньютон пришёл к анализу самостоятельно, "на общих принципах, подобных нашим". Однако Ньютон потребовал создать международную комиссию для прояснения научного приоритета. Лондонское королевское общество, рассмотрев дело, 24.04.1713 признало, что метод Лейбница в сущности тождествен методу Ньютона, и первенство было признано за английским математиком.
В спор между Лейбницем и Ньютоном вмешивались разные третьестепенные учёные, из которых одни писали пасквили на Лейбница, а другие — на Ньютона. С лета 1713 Европу наводнили анонимные брошюры, которые отстаивали приоритет Лейбница и утверждали, что "Ньютон присваивает себе честь, принадлежащую другому"; брошюры также обвиняли Ньютона в краже результатов Гука и Флемстида. Друзья Ньютона, со своей стороны, обвинили в плагиате самого Лейбница; по их версии, во время пребывания в Лондоне Лейбниц в Королевском обществе ознакомился с неопубликованными работами и письмами Ньютона, после чего изложенные там идеи Лейбниц опубликовал и выдал за свои.
Спор между Лейбницем и Ньютоном о научном приоритете стал известен как "наиболее постыдная склока во всей истории математики". Эта распря двух гениев дорого обошлась науке: английская математическая школа вскоре увяла на целый век, а европейская проигнорировала многие выдающиеся идеи Ньютона, переоткрыв их намного позднее.
Последние годы жизни Лейбница прошли печально и беспокойно. Георг-Людвиг не любил Лейбница. Он смотрел на него только как на своего придворного историографа, стоившего ему много лишних денег. Их отношения охладели ещё сильнее, когда Георг-Людвиг под именем Георга I вступил на английский престол. Георг I постоянно делал Лейбницу выговоры за слишком медленное составление истории его династии. Его досадовало, что история не доведена до его собственного благополучного царствования. Последние два года жизни в Ганновере были для Лейбница особенно тяжёлыми, он находился в постоянных физических и моральных страданиях. Однажды он простудился, у него был приступ подагры и ревматические боли в плечах. Лейбниц принял слишком большую дозу лекарства и почувствовал себя плохо. 14.11.1716 Готфрид Вильгельм Лейбниц умер. За гробом шёл только его личный секретарь.
Лейбниц считается одним из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Его мысль внесла новое во многие существовавшие при нём отрасли знания. Считается, что список существенных достижений Лейбница почти так же велик, как список его видов деятельности. Однако в многосторонности Лейбница заключался источник и недостатков его деятельности: она была до некоторой степени отрывочна; он гораздо чаще открывал новые пути, чем проходил их до конца; смелости и богатству его планов не всегда отвечало их выполнение в подробностях. Современников Лейбница поражали его фантастическая эрудиция, почти сверхъестественная память и удивительная работоспособность. Он с необычайной лёгкостью усваивал иностранные языки.
В философии Лейбниц предпринял масштабную и плодотворную попытку "синтеза" античных, схоластических и картезианских идей на основе метода всеохватности и строгости рассуждений. Философия Лейбница завершила философию XVII века и предваряла немецкую классическую философию. Лейбниц подверг критическому переосмыслению взгляды Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и других. Философские взгляды Лейбница не раз претерпевали изменения, но при этом они шли в направлении создания законченной системы, примиряющей противоречия и стремящейся учесть все детали действительности.
Идеи Лейбница отразились на миросозерцании поэтов "Бури и натиска", на эстетических взглядах Лессинга, на мировоззрении Гёте и Шиллера. Учение Лейбница об органическом единстве всех вещей мира и их развитии было воспринято Шеллингом и нашло своё выражение в его натурфилософии. Существенные черты лейбницевского идеализма возродились в объективном идеализме Гегеля. Фейербах высоко ценил учение Лейбница о деятельной силе самодвижения как основном и самом существенном определении субстанции и вместе с тем отметил, что теология извращает его лучшие мысли. Высоко оценивал Лейбница как выдающегося мыслителя и Ломоносов, который, однако, резко критиковал его монадологию как "мистическое учение".
Силу своих общих методов Лейбниц показал, решив с их помощью ряд трудных задач. Например, в 1691 он установил, что подвешенная за два конца тяжёлая гибкая однородная нить имеет форму цепной линии, и, наряду с Исааком Ньютоном, Якобом и Иоганном Бернулли, а также Лопиталем, в 1696 году решил задачу о брахистохроне.
Лейбниц также описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1. Он первым понял, что двоичный код оптимален для системы механики, которая может работать на основе перемежающихся активных и пассивных простых циклов. Он пытался применить двоичный код в механике и даже сделал чертёж вычислительной машины, работавшей на основе его новой математики, но вскоре понял, что технологические возможности его времени не позволяют создать такую машину. Лейбниц писал также о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга.
В области физики Лейбниц развивал доктрину, согласно которой пространство, время и движение обладают относительным характером. Его заслугой является введение в механику количественной меры движения — произведения массы тела на квадрат скорости. Эта величина, названная им "живой силой", получила позднее наименование кинетической энергии. Ему, кроме того, принадлежит идея о превращении одних видов энергии в другие.
Принимая за основу философский принцип оптимальности всех действий природы, Готфрид Вильгельм Лейбниц сформулировал один из важнейших вариационных принципов физики — "принцип наименьшего действия", названный впоследствии "принципом Мопертюи". Лейбниц также совершил ряд открытий в специальных разделах физики: в теории упругости, теории колебаний, в частности, вывел формулу для расчёта прочности балок (формула Лейбница).
Подобно атомистам и картезианцам, Лейбниц не принимал идеи всемирного тяготения Исаака Ньютона. Тяжесть земных тел и тяготение небесных Лейбниц объяснял с помощью движения среды, в частности эфирной, следуя в этом отношении за концепцией вихрей Декарта. Ньютоновский принцип тяготения как действия тел на расстоянии Лейбниц квалифицировал как чудо или "нелепость".
Лейбниц первым обратился к вопросу о возникновении российской правящей династии, который связывался в первую очередь с проблемой образования Древнерусского государства. Вопрос о корнях русской правящей династии в представлении того времени был напрямую связан с вопросом об этническом происхождении Рюрика. В своём письме от 15.04.1710 Лейбниц писал, что рассматривает область варягов как область Вагрия в окрестностях Любека. Позднее эта область была подчинена норманнами и датчанами. По предположению Лейбница, само слово "варяг" представляет собой искажённое производное от названия Вагрия.
Изучая произведения греческих и латинских авторов, Лейбниц сформулировал задачу отыскать "origines populorum" (начало народов); он понимал этногенез как процесс формирования языка, поэтому для него генеалогическая схема развития языка вполне соответствовала схеме этнического развития. Безусловная заслуга Лейбница заключалась в том, что он первым в немецкой историографии обратил внимание на взаимосвязь лингвистических проблем с генеалогией. Однако эта идея Лейбница далеко не сразу получила должное развитие.
Вкладом Лейбница в языкознание стала теория исторического происхождения языков и их генеалогическая классификация, а также развитие учения о происхождении названий. Лейбниц отверг преобладавший в то время "библейский" взгляд на языковое многообразие, согласно которому все наречия восходят к древнееврейскому языку, кроме того, он обратил внимание на историческую близость между некоторыми языками (такими, как германские и славянские, финский и венгерский, тюркские языки).
В сфере биологии Лейбниц выдвинул идею об органических системах как о целостности, кроме того, он ввёл принцип несводимости органического к механическому. Когда в июне 1692 года в каменоломне близ Тиде был найден огромный доисторический скелет, Лейбниц на основе зуба установил, что это скелет мамонта или морского слона. Накопленный материал в области палеонтологии Лейбниц обобщил в неопубликованной при жизни работе "Протогея" (1693), в которой также высказал тезис об эволюции Земли. Эволюция понималась им как непрерывное развёртывание преформированных зародышей. На основе принципа непрерывности Лейбниц дал одну из первых в новой философии формулировок идеи всеобщей связи сущего. Основываясь на этом положении, Лейбниц пришёл к выводу об органическом родстве всех живых существ и о их связи с неорганической природой.
Занимаясь социальными вопросами, Лейбниц составил предложения о реформе податной системы, уничтожении барщины, крепостного права и введении общинного самоуправления. Как мыслитель, он склонялся к компромиссу с официальной религиозной идеологией, одновременно выступая и против богословской ортодоксии, и против материализма и атеизма. Лейбниц стремился примирить враждующие курфюршества и дворы, католическую и протестантскую церкви, религию и естествознание, идеализм и материализм.
Лейбниц стал первым гражданским лицом Германии, которому был воздвигнут памятник.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев