Упрощенная схема Лондонского метро, разработанная Гарри Беком в 1931 году, отразила потребность эпохи в современных инновациях
Есть, например, чукотская карта-план на куске моржовой шкуры, относящаяся примерно к 1870 году и хранящаяся в музее этнографии и археологии Питт-Риверс при Оксфордском университете.
Это в равной степени энциклопедия народной жизни и географическая карта: на ней изображены моржи, китобойный промысел, каяки и шаманы, сцены охоты и другие эпизоды из повседневной жизни чукчей, народа, населяющего Чукотский полуостров на северо-востоке Азии, отделенный от Аляски Беринговым проливом.
Составленная из прямых линий схема Лондонского метро Гарри Бека 1933 года, со своей стороны, стала квинтэссенцией потребности общества в инновационных подходах к современности, характерной для Британии в первой трети XX века.
Тогда-то Британская геодезическая служба начала понемногу расставаться с присущей ей до той поры старомодной пуританской строгостью.
"В межвоенный период в первой половине XX века OS привлекла внимание и завоевала симпатии общества, увлеченного пешим туризмом, - рассказывает Рейчел Хьюитт, автор книги "Карта нации: Биография Британской геодезической службы". – Это произошло благодаря началу выпуска удобных и красивых бумажных карт, которые как нельзя лучше вписались в контекст всеобщего помешательства на изучении британского ландшафта".
Последний рубеж
Энергичные картографы сегодняшнего дня не слишком обременяют себя заботами о расстояниях и материальных объектах.
Вместо этого они фиксируют сообщества и взаимосвязи, включая глобальное использование в режиме реального времени, секунда за секундой, таких социальных сетей как Twitter и Facebook.
Новые карты, представляющее собой бесчисленное множество таблиц и диаграмм, отражают увлечения породившей их эпохи – "Информационного века".
Порой случалось и так, что наследственное свойство карт – искаженную перспективу – художники доводили до гротеска.
"Взгляд на мир с 9-й авеню" американского художника-иллюстратора Сола Стейнбурга, который появился на обложке журнала New Yorker в 1976 году, - образец нелепой "карты", на которой размеры Манхэттена, помещенного на переднем плане, доведены до абсурда.
На заднем плане крайне схематично изображены обширные территории, которые тянутся на запад от реки Гудзон до самого Тихого океана и далее – в Азию. Мексика и Канада – это не более чем малюсенькие пустые участки по левую и правую руку.
Стейнберг пошутил на тему о том, насколько узким может быть наше личное представление о мире.
Нет комментариев