________________________
Одна из причин этого кроется в том, что решение о начале вторжения президент до последнего держал в тайне от кремлевских и правительственных чиновников. Иначе объяснить выбор буквы Z и ее использование в мобилизационной и PR-кампании очень сложно.
Наиболее странной и непродуманной выглядит «Z-кампания» в контексте заявлений российских политиков о защите «русского мира».
Выходит, что русский мир защищается под западной буквой, которая к тому же стоит в начале фамилии украинского президента Владимира Зеленского.
Даже кремлевские политтехнологи за глаза критикуют новый ультрапатриотический бренд за его идеологическую бессмысленность. Назвать букву Z словом «символ» без иронии не поворачивается язык — у символа есть значение, а у Z никакого смысла нет. Это в чистом виде симулякр — знак без референта, означающее без означаемого.
Власть предложила гражданам взять на вооружение рандомно выбранную букву и считать, что это сейчас и есть актуальный символ или бренд России.
Но за Z ничего не стоит, там — идеологическая пустота. В том числе и потому, что российская власть не разъясняет гражданам и даже самой себе, что и зачем она делает. Воюет или проводит спецоперацию? Предотвращает нападение Украины на ДНР и ЛНР или разработку ядерного оружия? Смещает таким образом президента Зеленского или считает его легитимным правителем? У неопределенного круга действий появился бессодержательный символ.
При этом происходящее предельно серьезно — идет настоящая война, гибнут мирные жители, гибнут украинские и российские солдаты, разрушаются украинские города. Российская экономика страдает из-за антивоенных санкций и тоже разрушается, а соответственно разрушается и благосостояние российских граждан.
Многие из них провалятся в яму бедности, а большинство бедных и живущих на границе бедности россиян узнают, что такое нищета. Но Кремль даже не постарался подвести и под горячую, и под санкционную войну идеологическое обоснование. Вместо этого гражданам просто выдают шаблон с Z.
Из-за того, что смысловое наполнение этого символа не очень понятно, никакой широкой низовой поддержки у него быть не может. Вернее, часть лояльных власти россиян могут искренне ставить Z на аватарки в соцсетях или наклеивать букву себе на автомобили.
Для этих людей идея Z проста и понятна — наверху сказали, что это сейчас главный символ страны, мы верим и берем под козырек. Буква для них — простой значок лояльности власти, ее место мог бы занять абсолютно любой спущенный из Кремля знак. Таких людей в России — не подавляющее большинство, массовых низовых акций с Z-символикой мы не наблюдаем.
Поэтому Кремлю приходится имитировать народную поддержку — мобилизовать финансово зависимых от власти людей, бюджетников и низовых чиновников. Они фотографируются с плакатами с Z, проводят автопробеги и флешмобы, заставляют выстраиваться в зет-порядке детей в школах и детсадах, приходить в рабочее время на митинги в поддержку власти.
Фальшь этих мобилизационных акций очевидна даже их участникам, мероприятия базируются на принуждении и шантаже или просто подкупе. Это еще больше дискредитирует бренд Z.
Попытка тотальной мобилизации людей в стиле Z свидетельствует о тупике, в который зашла квазидеология Кремля. Пропаганда не может упаковать путинские устремления — противостояние с Западом, допущение военных действий — в идеологический продукт, потому что рационального смысла в этих поступках нет.
Это идеологический тупик. Поэтому люди получают в качестве объяснения такое же иррациональное Z.
В перспективе нескольких месяцев уровень жизни граждан сильно упадет. И в какой-то момент россияне начнут спрашивать у президента и правительства: «А во имя чего, собственно, мы страдаем?». Ответ «А потому что Z» их вряд ли устроит».
Андрей Перцев
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев