Трудные пятидесятые годы. Люди только отошли от страшной войны, начали понемногу приспосабливаться к новой мирной жизни. Но голодно еще было, своим натуральным хозяйством обходились. Куры, утки, поросята, да корова - кормилица. И то не у всех! Но так хотелось новой, сытой и красивой жизни. Красивой, благодаря ударному труду во имя Родины и семьи, где лад, достаток и детишек куча. Такие мечты были тогда у молодежи. Радовались малому, ценили то, что есть.
Вот и дед Игнат, живший с семьей своего племянника, погибшего на войне, старался всех пятерых внуков выучить и определить в жизни.
Все вокруг называли его «дедушка». Хоть и строг был, но справедлив. Уважали, любили его, он был, как святой, что нарисован на иконе. Белая борода, лукавый взгляд и красивые руки. Не огромные, стопудовые кулачища, а тонкие, изящные, как у того святого.
Володя был еще молод, учился в школе. Алексей работал счетоводом. Жили они при матери и дедушке, в семье. Василий заканчивал танковое училище, ждал направления в часть. Толик, после восьми лет суворовского училища, быть военным не захотел и поступил в университет, на историко-филологический факультет. Ну, Василий - то на обеспечении государственном, какая о нем забота? А вот Толик - бедный студент, живет в общежитии. Тут без помощи нельзя.
Часто дед Игнат на электричке ездил в Воронеж к Толику. Яйца возил, яблоки, сало все в своем старом деревянном чемоданчике. Иногда чемоданчик вдруг расстегивался в самый неподходящий момент, и все подарки сыпались наружу. Дедушка охал, тяжело садился на колени и собирал свои пожитки. После этого, тщательно ремонтировал замок, делал это он много раз, но чемоданчик не выбрасывал.
Однажды, он ехал поздно вечером домой на электричке после свидания с Толиком. Шум большого города, транспорт, снующий туда-сюда, да крикливое студенческое общежитие — все это утомило его. Дедушка уснул, поставив свой пустой чемоданчик под ноги. Вагон вдруг дернуло на одной из станций, да так сильно, что дед Игнат чуть не упал. Открыл глаза и, о чудо, увидел перед собой молоденькую девушку.
Девушка засмущалась и прикрылась какой-то тряпочкой. Только потом дедушка рассмотрел, что это не тряпочка вовсе. Девушка вышивала рубашку. У нее были разноцветные нитки в сумочке, и вышивала она гладью какой-то необыкновенно красивый узор. Толи незабудки, толи васильки, дедушка, из-за слепоты, не разглядел. Было что-то голубое, как летнее небо. Но красиво было и живо так, будто шел он по полю цветущему. Маленькие девичьи ручки ловко орудовали иголкой, видно было, что мастерица с опытом и сноровкой. И сама она была, как те узоры. Ладненькая, черноглазая, шустрая.
Дедушка был хорошим собеседником. И разговор их потек, как ручеек, весело и непринужденно. Иногда девушка смущалась от похвалы и пряталась за своим вышиванием, иногда смеялась, как колокольчик, негромко и звонко. Хитрый дед Игнат выпытал все!
Ниночка родом была из маленького провинциального городка, и ехала в такой же маленький городок. Были у нее отец, мать и братья. Окончила культпросвет училище и, получив распределение в местный дом культуры, ехала работать. Ехала с большим желанием. «Сниму квартиру, обустроюсь, присмотрюсь, поработаю малость, а потом и жениха искать буду» - думала она.
Росла Ниночка в многодетной семье, всю женскую работу знала прекрасно. Шила и себе наряды, и братьям штаны, да рубашки. Вязала, вышивала крестиком и гладью, прекрасно готовила, любила петь и танцевать - идеальная невеста! К тому же прекрасно воспитана: знала, где промолчать, а где и свое слово вставить. Дед Игнат был просто очарован своей спутницей.
А ведь он много в жизни всего повидал, в людях разбирался хорошо. Да она вот — вся как на ладони! Нет в ней хитрости, зависти и лжи. «Вот бы моим хлопцам такую жену. Всю жизнь жили бы как в раю!» - думал он.
Сам-то он женат никогда не был. Никто не знал почему, так на судьбе было начертано. К женщинам относился очень строго, пройти экзамен «на невесту» для своих ребят было у него не просто. Но заставить жениться насильно он тоже не мог, не то время.
Смотрел он на Ниночку и думал: «Вот она, невеста, бери и будешь счастлив всю жизнь! Так нет же, привезут городских выбражуль - белоручек и ведь ничего же не возразишь»
Не мог он забыть свою попутчицу, все вспоминал ее «золотые ручки» с иголочкой, вышивку небесно-голубую. Все мечтал о такой невестке.
Городишко маленький, тесный, всех видно. Ниночка и квартиру сняла неподалеку. И дед Игнат стал иногда встречать Ниночку, только не подходил, любовался издали. Видел, как вьются вокруг нее парни, а соседский Митька, вообще глаз с нее не сводит. На гармошке своей играет, да все под окнами ее поет. Вот-вот засватает!
Как-то вечером в окно постучали. Дедушка выглянул и ахнул: «Василий!» Под окном стоял бравый офицер с большим новеньким чемоданом. Военная форма ладно сидела на его спортивной фигуре. При свете луны все нашивки и нагоны блестели, как золотые. «Вот, направляют в военную часть в Германию, приехал увидеться и попрощаться. Три дня отпуска. Встретимся не скоро! Принимай, мать!» - по-военному отрапортовал офицер. Мать, Татьяна, конечно, сразу в слезы. Выскочили братья - шум, смех, это как водится.
Хотел было дед Игнат рассказать про Ниночку, может быть познакомились, подружились, жена ведь нужна офицеру за границей хорошая. Но передумал. Три дня всего, когда тут шуры-муры крутить? Пусть с родными побудет перед дальней дорогой. Посидели за столом, поужинали. Хоть дедушка спиртное не уважал, но поставил бутылку водки ради такого случая. Выпили, поговорили, вспомнили военное детство. Ребята засобирались в Дом культуры на танцы. Пришли на удивление рано и сразу спать. Помнили строгость дедушки, хоть были уже взрослые, но слушались беспрекословно.
Быстро пролетели три отпускных дня. Провожать Василия пошли на вокзал все: Татьяна, дедушка, Леша и Володя. Пришли рано, вокзал был пуст. Татьяна, как водится, в слезы. Дедушка сказал напутственную речь. Братья обнялись, похлопали друг друга по спине, постояли, поговорили.
Василий засмущался, огляделся по сторонам, будто искал кого-то. И когда уже подошел поезд - вдруг, откуда - то появилась девушка. На ней была ладненькая кроличья шубка и модная шляпка.
Вот, знакомьтесь - моя невеста! Да, нет, уже жена! Я не могу сейчас взять ее с собой, оформить документы нужно. Пусть месяц поживет у вас. До встречи! - Василий ловко вскочил в вагон, и поезд поехал.
Как так! А свадьба? - залилась слезами Татьяна. Братья с любопытством стали рассматривать девушку. И только дедушка ликовал. Перед ним стояла Ниночка, та вышивальщица, попутчица с электрички! Вот счастье то какое! От судьбы не уйдешь!
Через месяц Ниночка уехала в Германию. Родила Василию двух сыновей. Помоталась с ним по военным частям, городам и странам. Василий дослужился до генерала. Они и сейчас живут в мире и согласии и часто вспоминают ту внезапную встречу, которая сделала их счастливыми на всю жизнь. Судьба!
Татьяна Цыбенко
#ТатьянаЦыбенко_опусыИрассказы
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 16