Этот памятник, на 745-м километре федеральной трассы Колыма,
установлен в честь экипажа бомбардировщика-торпедоносца А- 20 Boston... в составе командира корабля Ивана Ковылина, штурмана Дмитрия Михасева, и стрелка -радиста Николая Борискина, разбившегося 20 ноября 1942 года.
На этом месте, захоронены только два члена экипажа. Тело капитана Михасева найдено не было.
Предположительно, он покинул самолёт раньше, перед самой катастрофой. ***
Указатель поворота на Буркандью, стоял с левой стороны трассы. Серый, плохо приметный, он ничем не бросался в глаза, и одиноко стоял на краю, никак и ничем не обозначенной, у придорожной, автобусной остановки.
По крайней мере, дальнейшая дорога до прииска, проходившая, по совершенно "отмытому" ручью, превратившемуся в сплошные полигоны, указывала на то, что сюда не заходил рейсовый автобус Сусуман – Усть-Нера... люди сходили на трассе, а потом, их мог забирать приисковый автобус, или добирались сами.
Так же как и на наш прииск, Сусуманский автобус останавливался на Бурустахе... а оставшиеся одиннадцать километров добирались, кто как мог.
И все бы в этой поездке было не плохо, если бы не то, что, когда я на прииске начал интересоваться, где мне найти своего товарища, я узнал, что он уже покинул этот прииск. Узнать о нем побольше, мне посоветовали у женщины, сторожа гаража, где он и работал.
Возле диспетчерской гаража стояли и о чем-то беседовали две женщины. Они то мне и рассказали, что товарищ мой здесь обзавелся семьёй, но уже, выехал на материк.
Не надолго я задержался в этом поселке, поэтому вскоре, опять выезжал на Колымскау трассу, понимая, что обратный путь займет время, а мне завтра на работу.
Теперь, все что я проехал, добираясь сюда, начало, ""отматываться "" назад"... как на пленке. Мелькали те же кусты, болотца, сопки и перевалы. Дорога, сделав две большие петли, пересекая два распадка выходила на прямой отрезок трассы, в конце которого снова были Озерки. Поднимаясь на подъем, перед прямым отрезком дороги, я отметил, что меня "потянуло" в сон.
Хорошо зная, такое состояние за рулём, я приоткрыл боковое окно, на двери машины. В кабину, обдавая меня прохладой, ворвался свежий осенний воздух.
Машина вышла на прямой участок дороги. До Озерок оставалось километра два-три...
Подумал, – "Надо будет, на Озерках, остановиться... на ручье... немного освежиться, и отдохнуть... "
То, что произошло в следующий момент... это, наверно, было мне неподконтрольно.
Я понимал, что, что то происходит, но ничего не мог сделать.
Пытаясь открыть глаза,... я где-то вдали видел, "размытое красное пятно"... что то происходило, но я не понимал что... все было как во сне... Но, это был не сон... я уснул за рулём.
(Хорошо помню это состояние. ).
Я пытаюсь какое-то время открыть глаза, но ничего не получается,... Вижу вдали только это красное пятно,
(Это позже пришло понимание, что уснул я с открытыми глазами)...
Не знаю, какими уж усилиями все произошло, но "красное пятно"... перед моими глазами, начало увеличиваться, и на горизонте, появилось солнце, огромных размеров... ( это потом я сравнил) – как в фильме "Неуловимые мстители".
Резко, в уши ударил звук работающего двигателя... солнце на горизонте, заходило за сопку, и было нормального размера.
Машина двигалась ровно, по самой середине дороги, руки лежали на баранке... "Уснул! Но как?... только что, контролировал сам себя... ".
Дорога была пустая в оба конца. С левой стороны дороги, был резкий обрыв в русло реки Худжах...
Мысли, одна за другой, мелькали в голове, о том... что могло сейчас произойти... и как я мог заснуть... сколько времени это длилось?....
Вдруг... нога, на педали газа начала, мелко – мелко дрожать, хотя я настолько не испугался.
Надо было останавливаться.
Возле поселка, не доезжая моста, через ручей Озёрный, свернул с дороги и выехал на берег ручья.
Выходя из машины, прихватил с собой полотенце.
На берегу разделся по пояс, и стоя у кромки воды, "принимал водные процедуры"... Назойливые комары, тут же начали надо мной свою работу.
Отойдя от воды, и вытираясь полотенцем, я только сейчас обратил внимание на то, что из соседнего острова, выходило стадо коров.
Они медленно, что-то подбирая на ходу, проходили мимо меня.
Их сопровождала, отбиваясь веткой от комаров, женщина пастух.
Когда стадо, в последних лучах солнца, пересекло трассу, и входило в поселок, извещая своим мычанием о своем прибытии, я ещё раз принял водные процедуры, и решил продолжить путь.
До дома оставалось сто сорок километров.
Почти сразу за Озерным, пошли прижимы, с которых хорошо видно внизу, русло Худжаха,... вдали, через долину, с левой стороны, еле заметный выход реки Тымтей... сливаясь вместе, Тымтей и Худжах дают начало реки Нера.
Очень давно, в 40-х годах, когда не было трассы на Индигирку, по верховью реки Тымтей, проходил колымский тракт.
К границе Якутии и Магаданской области, которая "обозначается" рекой Делянкир... и впадает в р. Нера... я подъехал уже в сумерках.
Переехал Делянкирский мост... и географически, я оказался в Якутии... а значит уже дома.
ТАК СЧИТАЛОСЬ ВСЕГДА... хотя дома я буду, только через два часа.
Я прибавил газ... и серая лента дороги, убегая под капот машины, полетела навстречу.
#НиколайИванчатенко_опусыИрассказы
Комментарии 6
Если есть у вас желание, посмотреть колымскую трассу того времени, ... наберите в Ютуб мое имя и фамилию... и посмотрите мои съёмки середины 90-х, годов.. там есть и Якутия...