...Каждый раз, по приезду в родительский дом, Степан от мамы слышал один и тот же вопрос: " Ты опять один? Когда же ты привезёшь невесту, когда же жениться надумаешь, сынок? Не пора ли хозяйкой обзавестись? "
- Обзаводятся собачкой, а это мама, называется с ума сойти, а я не хочу, не буду, не могу и вообще: вон у тебя есть внучата, так что занимайся с ними. Их надо вырастить, на ноги поставить, а я тебе в этом буду помогать, не до женитьбы сейчас.
После окончания учёбы, в железнодорожном техникуме, он устроился машинистом на одну из железнодорожных линий.
Работу свою очень любил и ценил. Ему казалось, что поезд - это линия судеб. Вот везёт он людей, а у каждого человека своя мечта, долгожданные встречи. Может он везёт пассажира, а тот едет на встречу своей судьбе, а сам знать не знает об этом.
Может кто-то едет к своей маме, которую не видел очень долго, а может кто-то едет в армию к сыну,а может кто-то едет жить в другой город и там его ждут важные, счастливые события. А может, а может?
Степан был добрым, доверчивым и очень порой, сентиментальным.
Любил мечтать, представлять и наблюдать, любил очень делать подарки. Зарплата была ого-го какая, но откладывать на чёрный день, не получалось.
Как только получал её, заработанные рубли начинали жечь ляжку и Степан сразу в магазин бежал, племяшкам покупать не глядя на цены все то, что считал нужным.
Ох и любил же он их, а уж как они дядю любили? Каждый приезд они ждали его, сидя на пороге и увидев его медвежью походку, припускались навстречу опрометью.
Степан парнишку сажал на шею, а маленькую девчушку нёс на одной руке, так как в другой руке была большущая сумка. И дело было вовсе не в подарках, а в том, что Степан умел с детьми превращаться в ребёнка, с ними игрался, смеялся и понимал их с полуслова.
Но иногда были встречи с заплаканными грустными глазами детишек. Причина была одна, пьянство отца и гулянки матери. Кто кому мстил неизвестно, а страдали дети.
Бабушка ругала дочь и зятя, умоляла, а уж слез сколько пролила, одному Богу известно, не одну подушку смочила.
Но бесполезно: дочь бегала по подругам, а муж -- к рюмке. Дети, если бы не бабушка, были бы голодными и грязными.
Кроме всего этого, очень часто, в семье сестры происходила рукопашная битва, победителем выходили по- очереди. То Настя первая успевала нахлобучить мужу, то муж, мог первый наказать жену за ночные гулянки.
Жизнь сестры очень волновала Степана, но ни на никакие уговоры не внимала гулена..
Казалось бы одна мать родила, один отец, а они были совсем разные по поведению, по характеру, по внешности и разным взглядам на жизнь.
Степан очень жалел маму, мало того, что мужа схоронила очень рано, двоих детей тянула, отказывая себе во всем.
Так и на старости лет, дочь повесила двоих детишек и в ус не дует : каково матери, проработавшей всю жизнь дояркой, с больными руками стирать, убирать, готовить кушать. Да и сходить в магазин, больными ногами, для матери был целый подвиг.
Зятя пробовал бить Степан,но это как мёртвому припарок, если нет мозгов, то кулаками их не вобьешь в голову.
Однажды дети пришли не вовремя домой и увидели, как Степан скрутил их отца. Они заплакали, повисли на руках, ногах дяди и кричали: " Не бей, не надо".
Увидев тот испуг в глазах детей, Степан опустил руки, и успокаивая их , стеснялся смотреть им в глаза.
Однажды остался ночевать с племянниками, чтобы понаблюдать во сколько придёт мамаша.
Ждал долго,и вот в два часа ночи заявляется, как ни в чем не бывало, выпившая, весёлая, взъерошенная, довольная.
На вопросы брата ответила просто: " А что, нельзя отдохнуть что ли?. "
Дети росли не видели ласки, ни от матери, ни от алкоголика отца. Но у них был дядя Степа, который своей любовью заполнял детские души, своим вниманием, своей щедростью.
Мама жила в селе, дочка непутевая недалеко от неё, на соседней улице. Очень часто, Степан спрашивал сестру о её смысле жизни, но разве можно получить ответ, если нет этого смысла. А есть гулянки, есть приезжие мужики, есть подруги непутевые, а смысла -то нет, и где его взять.
Степан был старше сестры на шесть лет. Схоронив отца, он как будто ещё повзрослел на шесть лет.
Мама понимала, что надеяться нужно только на себя и на сына. А так же понимала, что слезами не воскресить мужа, нужно брать себя в руки и не показывать слезы детям, а подбадривать, объяснять, наставлять на дальнейшую жизнь.
Сильный, ловкий, широкоплечий, серьёзный Степан, брался за любую работу. Мама уходила очень рано на ферму и приходила очень поздно.
Дом был практически брошен. Степана не надо было просить, что-либо сделать, он все видел до мелочей, и главное , он никогда не ленился и ни на кого не надеялся..
Маленькую сестрёнку любил до безумия. Он помнил, как провожал её в первый класс, как он утюжил её форму и чуть не спалил. Помнил, как стирал воротнички и неумело пришивал.
Помнил, как читал ей сказки, помнил, как учил её стоять на лыжах, на коньках. Помнил, как учил её мыть полы, а глядя, что у неё нет сил выжать тряпку, то мыл полы сам.
Да он от любой домашней работы сестру оберегал, а уж от работы в огороде тем паче. Ему казалось, что тяпка ей тяжеловата, лопата мозоли набьет на её нежных руках, что работа с землей не для её плеч, она же очень хрупкая, маленькая.
Ему казалось, что если станет готовить кушать, то кастрюлю на себя перевернёт, а воды принести, вообще спину сломает. На любую работу Степан накладывал табу. Всё он искал причину, чтобы её не заставлять трудиться по хозяйству. И у него это очень хорошо получалось.
Мама не могла нарадоваться на сына, и видя как дочь растёт избалованной, сама себя успокаивала, мол, кто знает, какая судьба её ждёт, да какой муж попадётся? Научится и стирать, и готовить, и огород посадит и урожай соберёт, банки научится закатывать, всему научится, а может замуж в город выйдет, а там вообще жить проще и лучше.
Пусть за мамкой понежится, а то я как ломовая лошадь, пусть хоть доченька будет вспоминать свою жизнь за мамкой, как в раю.
Ну и действительно, Настя жила как в раю. В её обязанности входило только. хорошо учиться.
И Настя поняла, что от всех и от всего, можно огородиться книгой, мол я учу, я читаю. В десятом классе она одевалась лучше своих подруг, моднее, богаче и выглядела старше их.
Брат начал работать и для своей принцессы не жалел никаких денег.
В глубине души понимал, что девчонка растёт ленивой, хитрой, но глядя как она его ждёт, как обнимает, то вся его злость пропадала.
Мама, где то в глубине души понимала, что это не нормально: когда девочка не хочет даже за собой помыть посуду, что не может без скандала помыть полы, что не знает как приготовить несчастный суп, но глядя, какая дочка красивая, ладная, также как и сын, быстро гнала все мысли прочь.
После школы сестра поступила в мед училище. Она представляла белый халат, общество врачей, и главное,что работа не пыльная, чистая.
Учёба давалась легко, она быстро запоминала все темы, совсем ей было не трудно найти общий язык с девчонками.
Настя слыла модницей, красавицей и умницей. По матери она не скучала, так как мама все чаще стала болеть и чаще просила помощь по хозяйству.
А вот по брату скучала ещё как. Ведь кому как не ему сказать про шубку, сапоги, и косметику. Как- то на каникулах познакомилась с сыном директора совхоза. Красивый, статный, добрый.
После института приехал в родной район работать инженером. Любовь к Насте вспыхнула молниеносно, и не долго думая , повёл её загс.
Свекровь сразу раскусила Настю: " Чтобы жить богато и красиво, как мы, надо немало потрудиться. Я за свою жизнь немало помесила грязи по разным колхозам, вышла за агронома, а сейчас муж директор большого хозяйства.
Мужу была опорой, помощницей, и ко всему, замечательной мамой и хозяйкой." В невестке она увидела легкомысленность, праздность, лень и неумение что- либо делать по дому.
Настя разочаровалась в работе, окружение ноющих бабуль её не удовлетворяло. Просьбы забежать к больным на дом Настя игнорировала.
Любила ли она мужа? Может быть любила, только деньги и свободу любила больше.
Геннадий вечно пропадал на работе, а когда приходил уставший домой, то его встречали пустые кастрюли и упрёки жены.
Пытался на выходных днях отпускать Настю отвлечься от домашней суеты, чтобы жена сходила к маме, по магазинам, навестила подруг .
Настя тогда просто пропадала на целый день и возвращалась всегда навеселе..
Скандалы, оскорбления друг друга участились, также и пьянки мужа стали в порядке вещей.
Дом был всегда не убран, дети росли сами по себе, муж вечно помятый, в неглаженной одежде, часто с перегаром, напоминал холостяка в командировке. Степан приезжал к матери очень часто и всегда забегал к сестре.
Мог часами играть с детьми. Первые шаги племяшки сделали ему на встречу, первый зуб у Олежика , Степан увидел первым.
Первые слова Леночка сказала Степану, он любил сестру, а её детей любил ещё сильнее. Он жил ими, не мог представить к ним другого отношения.
Целуя их пальчики, щёчки, ножки, он своей нежностью восполнял недостаток ласки и внимания от мамы и отца.
Видя, как Настя опускается на дно со своими гулянками, очень переживал за детей. Дети подрастали и все больше и больше тянулись к дяде.
Вот поэтому не мог жениться Степан.
Жениться: значит реже приезжать, значить реже видеть детей. Жениться, значит не смочь так щедро помогать маме и её внукам.
Жениться, это значит делить любовь на жену и на них.
Степан вспомнил , как дети его ждут, как бегут навстречу с заливистым визгом, как они его обнимают , и по силе объятий видно, что нет границы этой любви.
" Вот подрастут, тогда женюсь, не к спеху".
Степан понимал, что сестра привыкла брать любовь, деньги, внимание, заботу. Но отдавать не могла, не получалось у неё, она жила сама , не понимая степень своей никчемности.
Степан в этом винил себя. Встречаясь с девушками, Степан не обещал жениться, были такие, которые сами делали предложения. Были такие, которые готовы были ждать сколько надо, но без любви не мог женится Степан.
Хотел встретить, посмотреть в глаза и чтобы сердце так застучало, что сразу стало понятно, вот она любовь, стучится к тебе, открывай, встречай.
Однажды, заканчивая смену на вокзале, столкнулся с девушкой, которая несла громадную сумку.
Сумка упала и девушка посмотрела такими печальными глазами. Не мог не спросить Степан у девчонки: " Что? где,? куда? Откуда, зачем".
Сели они на перрон, и как будто кляп вытащили изо рта Степана,не мог на говориться.
Никогда не думал, что с первой встречной можно столько рассказать,выложить всю боль и переживания.
На вопрос: " Куда ты едешь?, Даша ответила: " Сама не знаю, от предательства, от побоев, от унижения хочу спрятаться".
Не знала она тогда, что как ей легко спрятаться за спину Степана, и не знал Степан , как ему легко ее спрятать..
Тут догадаться не трудно. Встретились и не расстались. Одна просьба была у Степана к Даши, не мешать любить детей, а у неё одна просьба, не мешать любить себя.
Дети сестры росли, называя его папа Степа, а свои дети называли просто папой.
#КраснаяБусинка_опусыИрассказы
© Авторские права защищены. Перепечатка или распространение уникального авторского контента из ленты группы Опусы и Рассказы возможна только с разрешения Автора.
Комментарии 26