Когда он исповедовал детей, накрывая им голову своей епитрахилью, то волосы детей благоухали потом несколько дней. Касался салфетки – начинала благоухать салфетка. Благоухала его одежда, его скуфейки. Чем сильнее были искушения, тем сильнее ощущалось это благоухание.
Старец Ефрем Филофейский (Мораитис) - духовное чадо великого старца Иосифа Исихаста. Он написал о своем духовном отце удивительную книгу «Моя жизнь со старцем Иосифом».
Филофейским старца Ефрема стали называть с 1973 года, когда он был избран игуменом монастыря Филофей на Афоне и в короткий срок возродил в этой обители подвижническую монашескую жизнь. После этого Кинот Святой Горы благословил старца Ефрема расширить и наполнить ищущими монашеского жития еще три афонских обители: Ксиропотам, Костамонит и Каракал.
В 1960 году греческий православный священник и богослов протоиерей Иоанн Романидис написал: «Святогорцы должны немедленно направить своих представителей в США и основать там монашеские обители, в противном случае Православие на Американском континенте ожидает неизбежная гибель».
Несколько лет спустя воплотить в жизнь эти пророческие слова удалось усилиями всего лишь одного человека. Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады.
Главный среди них – это монастырь святого Антония Великого в Аризоне. И тогда старца стали называть еще и Ефремом Аризонским.
Духовные чада старца Ефрема часто называют старца Иосифа Исихаста дедушкой, ведь он духовный отец их духовного отца. Когда дедушка Иосиф был еще жив, он сказал отцу Ефрему, что получил извещение от Господа о том, что того ждет в будущем большая работа. Дедушка Иосиф следил за тем, чтобы его духовный сын хорошо питался, и говорил ему: «Кушай, кушай, Малой, у тебя впереди большой подвиг, большую работу будешь делать».
В своей книге старец Ефрем упоминал, что однажды старец Иосиф сказал ему: «Наступит час, и ты будешь говорить посреди церкви». Отец Ефрем тогда подумал: «Наша церковка (скитской храм) еле-еле вмещает трех человек. Подумаешь, какое великое дело, если мне когда-то придется говорить посреди нее!»
Старец Ефрем получил очень строгое духовное воспитание от своего старца. Ни к одному другому своему послушнику старец Иосиф не относился с такой строгостью, как к отцу Ефрему – именно потому, что он знал, какой того ждет труд в будущем.
Сначала старец Ефрем приезжал в Америку на один-два месяца в году: он видел, что многие семьи греческих переселенцев нуждаются в духовной поддержке – исповеди, богослужении, слове Божием.
За те десять лет, в течение которых старец Ефрем посещал Америку, он осознал, что одним-двумя месяцами в год тут не обойтись. Необходимо начинать возводить монастыри и в Америке. Также и от Господа он получил откровение о том, что нужно строить монастыри.
Вначале он не хотел принимать на себя эту «большую работу» по строительству монастырей. Он молился ко Господу и в молитве говорил, что не может принять на себя это дело. В какой-то момент он услышал голос Христа, Который говорил ему: «Нет, ты окажешь Мне послушание и примешь его на себя». Тогда старец ответил: «Хорошо, Господи, но только дай мне столько любви, чтобы хватило на всех людей, которые будут приходить ко мне».
Строить монастыри в Америке было непросто, но старцу Ефрему удалось добиться удивительных результатов, принимая мудрые решения – отчасти благодаря Божественному просвещению, отчасти с помощью своего удивительного характера, а он был очень умный и сообразительный человек и делал любую работу быстро и красиво.
Старец видел, что нужно все делать быстро. Он постоянно говорил: «Нужно торопиться, чтобы успеть, скоро в мире наступят тяжелые времена». Тем не менее, он встретил очень большое сопротивление со стороны церковных властей, которые сначала не давали благословения на строительство монастырей.
В этот непростой период старец Ефрем имел столько благодати, что весь источал благоухание. Все, к чему бы ни прикоснулся старец, начинало благоухать. Когда он исповедовал детей, накрывая им голову своей епитрахилью, то волосы детей благоухали потом несколько дней. Касался салфетки – начинала благоухать салфетка. Благоухала его одежда, его скуфейки. Чем сильнее были искушения, тем сильнее ощущалось это благоухание. Не только сам старец Ефрем, но и его духовные чада получали откровения от Господа о том, что то, что делает старец, это от Бога.
В конце концов старец получил благословение на строительство монастырей. Его дело было выстрадано, сопровождалось многочисленными трудностями и омывалось потоками молитвенных слез. В Греции не существует другого такого примера, другого такого человека, который совершил бы за свою жизнь подобную работу.
Кроме 18 монастырей, построенных им в США, старец являлся духовником четырех монастырей на Святой Горе Афон и восьми женских монастырей в Греции, а также нескольких братств и сестричеств, не имеющих пока статуса монастырей (так называемых «скитов» старца).
Таким образом, дело старца Ефрема уникально. Господь его подготовил и дал ему множество благодати и большое дерзновение, чтобы совершить эту «большую работу». Ну и, конечно, молитва. Старец упоминал в своих беседах, что никогда не принимал серьезных решений, не получив извещения от Бога, как поступать. Каким образом он получал эти извещения – это тайна для нас, мы не можем этого понять. Но все его решения относительно того, какого монаха или монахиню назначить игуменом или игуменией, он принимал только после сугубой молитвы и некоего извещения от Бога. Одними человеческими силами невозможно было бы совершить такое большое дело. Как может один человек успеть сделать столько всего за свою жизнь? Сколько братств и сестричеств было создано в Америке, Греции, на Святой Горе, сколько мирян, православных семей старец окормлял!
Да, старец Ефрем получил достойное воспитание от дедушки Иосифа. Дедушка Иосиф приучал его к безусловному послушанию, так как знал, что после его смерти отцу Ефрему придется оказывать послушание Самому Христу, а это гораздо сложнее. Только представьте себе, легко ли было старцу Ефрему покинуть святогорский Филофейский монастырь, дивный, благословенный, прекрасно организованный, передать его в руки своему послушнику, чтобы самому скитаться где-то вдали от Родины?!
Потом начать воздвигать монастыри, принимая решение, где строить и как строить. Нужно было не только решить, каких сестер взять из Греции или из Америки в каждый из них, но и привлечь к помощи местные православные семьи для приобретения участков земли, для строительства. Очень многие семьи снимали деньги со своих счетов, чтобы оплатить покупку земли для строительства монастыря.
У каждого монастыря – своя история о том, как старец принимал решения, какой участок покупать и что и как строить. Ожидая приезда первых насельников и насельниц в каждый новый монастырь, старец заботился о том, чтобы хорошенько подготовить их новый дом, сделать его уютным и привлекательным. Он сам лично приносил букеты свежих цветов, расставлял в садиках симпатичные маленькие скульптурки животных, наполнял холодильник свежими продуктами накануне их приезда.
Старец брал на себя множество попечений, чтобы убедиться, что отцы или сестры имеют все необходимое для того, чтобы сразу же начать нормальную монашескую жизнь на новом месте. Однако в конце концов наступал момент, когда ему приходилось уезжать, и переселенцы оставались одни, чтобы в одиночку продолжить то, что начал старец. А он уезжал, унося на своих плечах груз заботы еще об одном новом монастыре.
Также старец Ефрем говорит, что ему всегда помогало молитвенное предстательство его старца – дедушки Иосифа Исихаста. «Я никогда не делал ничего без благословения своего старца. Выхожу и вхожу в свою келью и каждый раз мысленно беру благословение у своего старца», – говорит старец Ефрем своим духовным чадам. А дедушка Иосиф – великий молитвенник и помощник не только старцу Ефрему в его трудах, но всем нам.
Это отрывок из беседы с Александрой Лагос. С греческого для меня переводила моя дорогая Олечка Затушевская.
Александра Лагос – духовное чадо старца Ефрема, профессор истории и археологии, много лет она трудилась на кафедре истории Медицинского университета города Иоаннины (Северная Греция). В доме Александры и ее супруга, Георгия Лагос, профессора неврологии в том же Медицинском университете, часто останавливались монашествующие, духовники, игумении из монастырей старца Ефрема и его духовные чада из мирян... Писательница Ольга Рожнева.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев