Стройиндустрия. Период с 1991 по 1997 годы явился наибо-
лее кризисным для строительной отрасли. Объём инвестиций,
направленных на капитальное строительство, за этот период
сократился более чем в 17 раз. Стабилизация и оживление инве-
стиционной деятельности наблюдаются с 1998 года. Возросло
производство цемента (101,7 % к уровню 2004 года), бетона
товарного (101 %), строительных сборных конструкций из
бетона (148,5 %). К 2005 году объём строительных инвестиций
увеличился в 9,6 раза.
Доля инвестиций в строительную отрасль выросла с 3,9 % до
6,6 % в объёме промышленности Казахстана. В 2009 году объ-
ёмы производства неметаллических минеральных продуктов
сократились на 36,9 % по сравнению с уровнем 2007 года. При-
чиной резкого снижения объёмов производства явились негатив-
ные тенденции в строительном секторе Казахстана, в частности, в
строительном секторе Астаны. В столице в докризисный период
реализовывалось до 40 % строительных и конструкционных мате-
риалов, изготовленных предприятиями Караганды. В 2009 году
объём производства стройиндустрии достиг 66,8 млн тенге, пре-
высив параметры 2007 года в 7,3 раза; производительность труда
составила 521,9 тыс. тенге, опередив показатели предыдущего
года в 10 раз.
В настоящее время предприятия по производству стройматери-
алов Карагандинской области в основном базируются в г. Кара-
ганде (33,2 %) и производят такую продукцию, как цемент, желе-
зобетонные изделия, металлопластиковые изделия, известняк, рако-
вины, радиаторы, сортопрокат, металлические и пластиковые трубы,
щебень. Производственные мощности в достаточном количестве
покрывают потребности области.К крупным предприятиям стройиндустрии относятся: ТОО «СФ
«Стройкомплект-А», ТОО «Экостройсервис», АО «Карагандане-
руд», ТОО «Pоwer Asphalt», ТОО «Power Beton», фабрика «Tiffany
Marble».
ТОО «СФ «Стройкомплект-А», основанное в 1995 году, является
одним из крупнейших предприятий по производству систем сталь-
ных профилей и комплектующих для несущих строительных пере-
городок и потолков, металлочерепицы с полимерным покрытием и
комплектующих, пенополистирольных плит (пенопласта) и декора-
тивных изделий из них.
Акционерное общество «Караганданеруд», как ведущий произ-
водитель фракционированного щебня в Центральном Казахстане,
выпускает порядка 1,8 млн тонн продукции в год. Продукция пред-
приятия является основным сырьем для производства товарного
бетона и железобетонных конструкций, строительства и ремонта
автомобильных и железных дорог, производства тротуарной плитки
и строительного камня. Высокое качество продукции АО «Караган-
данеруд» во многом обусловило его лидирующее положение на
рынке г. Астаны (40 % доли рынка) и на рынке щебня для строи-
тельства и ремонта автомобильных и железных дорог Центрального
Казахстана (55 % доли рынка).ТОО «Экостройсервис» в мае 2008 года получило инвестици-
онные преференции от Комитета по инвестициям Министерства
индустрии и торговли РК и снизило цены на такую продукцию, как
пенобетон разливной, пустотелые строительные камни.
С января 2009 года запущена и вышла на проектную мощность
фабрика «Тиффани Марбл» («Tiffany Marble»), полностью уком-плектованная американским оборудованием, позволяющим выпу-
скать изделия из литого камня.
ТОО «Pоwer Asphalt» и ТОО «Power Beton» основаны в 2012 году
на базе производственных участков ТОО «Power» и входят в состав
группы компаний ТОО «Корпорация «Power». Деятельность ТОО
«Power Beton» направлена на производство бетонных и железо-
бетонных изделий из тяжелого и легкого бетонов, а ТОО «Pоwer
Asphalt» — на производство асфальтобетона.
К предприятиям, ориентированным на производство строитель-
ных и конструкционных материалов, относятся: АО «Кератек» —
производство кирпича; ТОО «Карагандинский завод строитель-
ных материалов» — производство кирпича керамического; ТОО
«Караганда Кирпичстрой» — производство пескоблоков; ТОО
«Углесинтез» — производство стеновых и перегородочных камней
и шлакоблоков, облицовочных камней, бордюрных камней; ТОО
«Карагандинский завод по производству пенобетона»; «Восточ-
ный» — производство пеноблоков; ТОО Завод строительных мате-
риалов «Скиф» — производство водоэмульсии, красок фасадных,
грунтовки; АО «Карагандинский деревообрабатывающий комби-
нат» — производство панельных деревянных домов и деревянных
клееных конструкций; ТОО «Нурхан» — производство железобе-
тонных изделий; ТОО «Мастер Пласт К» — изготовление металло-
пластиковых изделий.За 2011–2015 годы в области стройиндустрии планируется реали-
зация трёх проектов. К внутренним источникам повышения конку-
рентоспособности предприятий отрасли можно отнести технологи-
ческие конкурентные преимущества, внедрение стандартов систем
менеджмента, близость источников сырья.Транспорт. Недостаток объёмов финансирования автодорожной
отрасли в 1990-е годы и их сохранение на низком уровне до 2000
года привели к значительному ухудшению состояния дорог и авто-
транспорта, которое не в полной мере удалось преодолеть и сегодня.
На железнодорожном транспорте за указанный период объём гру-
зовых перевозок сократился в 2 раза, пассажирских перевозок — на
30 %, на автомобильном транспорте — соответственно более чем
в 10 раз и 8,8 раза. Осенью 1997 года ликвидирован трамвайный
парк как убыточное предприятие. В 1998 году был реализован про-
ект Международного банка реконструкции и развития по обновле-
нию автобусного парка.
Переломным этапом в развитии автомобильных дорог РК стало
принятие в 2001 году «Государственной программы развития авто-
дорожной отрасли». Все необходимые работы стали проводиться в
соответствии с «Инструкцией по классификации работ при эксплу-атации автомобильных дорог и дорожных сооружений», утвержден-
ной председателем Комитета автомобильных дорог и строительства
инфраструктурного комплекса Министерства транспорта и комму-
никаций РК 14 июня 2004 года. В период с 2006 по 2010 годы про-
изведён средний ремонт 138 автодорог с асфальтобетонным покры-
тием, протяженностью 242,2 км, или 70 %.
В целях обеспечения качественного содержания автодорог в 2007
году впервые в схему контроля внедрена организация «Инженер»,
осуществляющая инжиниринговые услуги (технадзор и технологи-
ческое сопровождение). Внедрение системы контроля обеспечивает
строгое соблюдение технологического процесса содержания авто-
дорог и своевременное освоение бюджетных средств.
На 2010 год из областного бюджета по «Дорожной карте» было
выделено 810,8 млн тенге на проведение ремонтных работ 14 авто-
дорог города площадью 294,1 тыс. кв. м. В этом же году был ликви-
дирован троллейбусный парк как нерентабельное предприятие. 2013
год в Караганде неофициально назывался «годом дорог». На содер-жание и ремонт было выделено более 4 млрд тенге, что в 3 раза пре-
высило уровень затрат 2012 года и в 4 раза — 2011 года.
В городе 724 автодороги протяженностью 973 км. В структуре
городских дорог степень износа внутриквартальных дорог состав-
ляет 70 %, центральных — 30 %. Грузооборот составил 51643,2 тыс.
т∙км, или 124,2 % к уровню прошлого года, пассажирооборот —
1505,3 млн п∙км, или 104,6 % к уровню 2011 года. В 2013 году доля
автомобильных дорог городского значения в хорошем состоянии
составила 10,4 %, в удовлетворительном — 47,8 %. В 2014 году выде-
лено 3 млрд тенге на развитие дорожной инфраструктуры. В ремонте
дорог стали применять новую технологию — щебеночно-мастич-
ный асфальтобетон, отличающийся повышенной прочностью.
В целях выполнения государственных стандартов и беспрепятст-
венного проезда автотранспорта территория города разделена на 7
секторов: «Новый город», «Юго-Восток», «Михайловка», «Майкудук»,
«Пришахтинск-Узенка», «Объездная автодорога «Алматы–Астана»,
«Проезды к социально значимым объектам». Пассажирские пере-возки осуществляют: автопарк № 2, автопарк № 3, автопарк № 5,
ТОО «Автобусный парк «Арман», частное управление «Рейс», ТОО
«Таксокомбинат», ТОО «Манас», ИП «Ведлер И.А.», ИП «Есембе-
кова А.К.», ТОО «Экспресс и А». Услугами автомобильных перево-
зок грузов занимаются компании ТОО «ГорКомТранс», ТОО «Azia-
Haier», ТОО «Express Trans», ТОО «Ais-trading», ТОО «Strela», ТОО
«Ref Cargo Trans», ТОО «Megatranscom Ltd», ТОО «ABT & E Trans
Forwarding Company», ТОО «СМУ-Trans Servis», ТОО «Arci Mittal»
и др.
На территории города работает много предприятий транспорта:
Карагандинское нефтепроводное управление, ТОО «Агро», АООТ
«АвтоКар», ОАО «Трансагентство», автоколонна 3059, автоколонна
№ 3058, КО КГП «Служба управления пассажирского транспорта»,
ОАО «Аргымак», Карагандинский технологический центр по обра-
ботке перевозочных документов, ОАО «Межавтотранс», Кара-
гандинский региональный филиал по пассажирскому вагонному
хозяйству, Карагандинское локомотивное депо № 14, Карагандин-
ское отделение перевозок, Представительство ЗАО «Эйр Казахс-тан», филиал РГП «Казаэронавигация», Дистанция пути № 25, ст. Б.
Михайловка, Дистанция пути № 24 «Карагандинская», ТОО «Сапар»,
ОАО «Аэропорт «Сары-Арка», ЗАО «Кедентранссервис» Караган-
динский филиал, ОАО «Ак-Жол», ОАО «Карагандатурист», КП
«Карагандаавтодор» и др. На личных автомобилях совершается до
15–20 % поездок горожан. Транспортное обслуживание осуществ-
ляют 10 перевозчиков по 57 городским и 11 пригородным маршру-
там, с общим количеством подвижного состава 733 единицы.
В соответствии с Посланием Президента РК Н.А.Назарбаева
«Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое
будущее» развитие транспортной инфраструктуры является одним
из приоритетных направлений развития государства. «Программа
развития города Караганды на 2011–2015 годы» направлена на раз-
витие транспортно-коммуникационного комплекса, способного в
полном объёме удовлетворять потребности экономики и населения
в транспортных услугах. Реализация программы позволит к 2015
году долю автомобильных дорог с хорошим и удовлетворитель-
ным состоянием довести до 83 %. К 2017 году планируется постро-
ить объездную восточную дорогу протяженностью 44 км, позволя-
ющую разгрузить город от транзитного транспорта. Генеральным
планом застройки города предусмотрено строительство на крупных
перекрестках трех- и двухуровневых развязок, способствующих уве-
личению пропускной способности автотранспорта.Карагандинский автовокзал, преобразованный в 2001 году в ТОО
«Сапар», осуществляет перевозки пассажиров и багажа по 8 между-
народным, 33 междугородным, межобластным и 11 пригородным
маршрутам. ТОО «Сапар» является крупнейшим предприятием по
реализации автобилетов и перевозке пассажиров в РК. Количе-
ство пассажиров, отправляющихся с автовокзала, составляет более2000 человек в день на междугородных и более 4000 — на приго-
родных направлениях. С 2010 года для пассажиров предоставляются
такие услуги, как интернет-бронирование, а с 2012 года — интернет-
покупки электронных билетов на маршруты.
В 1992 году аэропорту «Центральный» присвоили статус между-
народного аэропорта и дали название «Сары-Арка». Его класс позво-
ляет обслуживать воздушные суда всех видов по первой категории
ИКАО. В октябре 2011 года аэропорт «Сары-Арка» принял самый
большой в мире грузовой самолёт АН-225 «Мария». С 10 марта
2014 года самолёты ведущей российской авиакомпании «Аэрофлот»
выполняют регулярные рейсы по маршруту Москва – Караганда –
Москва. Открыты авиалинии в города Казахстана: Караганда – Жез-
казган – Караганда; Караганда – Балхаш – Караганда.
292
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев