В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
2) ориентировку в окружающем пространстве.
Дифференциация правых и левых частей тела.
Работу рекомендуется начинать с выделения ведущей правой руки.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Задания для отработки навыка:
1. Закрась только правую руку в каждой паре рук.
2. Закрась отпечаток левой руки и правой ступни.
3. Закрась у каждого клоуна правую ногу и левую руку.
4. Раскрась мальчика, у которого левая рука поднята вверх. Обведи картинку, на которой мальчик поднял правую ногу.
5. Каких частей головы нет на рисунке, с какой стороны они находятся.
6. Рассмотри картину. Все предметы, которые находятся у героев в правой руке, раскрась красным цветом, в левой руке — синим.
7. Дорисуй картинку. В правой руке пусть клоун держит цветы, в левой — шарики.
8. Закрась левый кармашек на шортах и правый на рубашке.
Ориентировка в окружающем пространстве
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.
Эта работа проводится в следующей последовательности:
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
2. Определение пространственных соотношений между 2–3 предметами и их изображениями. Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения 3–4 предметов.
Примеры заданий: 1. Назови, что находится под карандашом, между клубком и флажком, слева от листочка и т.д.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев