Значительная часть таких комедий основана на злоключениях жен-мужей, любовников-любовниц, женихов-невест, практически на адюльтере, где все искусно балансируют на грани измен. У нас в репертуаре уже есть подобные – «Номер 13» и «Шикарная свадьба». Может быть, это будет комедия характеров? Где источник смешного – человеческие нравы. И таковые имеются у нас – «Самоубийца», например. А хочется еще чего-то легкого, доброго, теплого, близкого. Народного. И талантливого, конечно. Как любимая всеми комедия «Любовь и голуби», поставленная по пьесе Владимира Гуркина из Черемхово. Постойте, у Гуркина есть еще комедия. «Прибайкальская кадриль». Та самая, по которой был снят фильм с Олегом Табаковым, Валентиной Теличкиной, Любовью Полищук, Станиславом Любшиным, Ниной Усатовой. Пьеса была написана в 1996 году, фильм снят в 1999. То есть достаточно давно. И хотя во многих театрах с тех пор играли и продолжают играть «Кадриль», в Братском драматическом этой постановки не было. А ведь земляк! «Кадриль» – то, что нужно сейчас, когда хочется отдохнуть душой, увидеть родное и понятное. На постановку пригласили режиссера Антона Тимофеева из Москвы. Он ранее работал с Братским драматическим – ставил «Плутни Скапена» Мольера, а также «И смех, и слезы, и любовь…» по рассказам Михаила Зощенко. Антон согласился сразу. «Прибайкальская кадриль» – его любимая комедия. Почему?
Антон Тимофеев, режиссер, он же художник спектакля, он же постановщик танцев:– Мне это близко. Это можно назвать даже ностальгией. По родине, детству. Я из Забайкалья, но все равно это – Сибирь, а в пьесе столько всего узнаваемого, и дело тут даже не в обстановке, а в ощущении жизни. Сибирская душа – она во мне отзывается. Пьесу знаю давно, еще со студенчества, много видел спектаклей по ней и сам ставил. Люблю ее за сердечность. Она была написана в очень непростое, мрачное для страны время, когда тяжело жилось и материально, и морально, и это выражалось во всем, что мы видели – в телепередачах, фильмах, спектаклях. И вот на фоне всего этого появляется абсолютно светлая вещь – о простых людях, русской душе, о русском характере. Это как запеть народную песню. Которая, кажется, существовала всегда. И в которой есть то, что никакими новомодными течениями не стереть. Копни любого из нас, загляни поглубже – споём… При всей анекдотичности ситуации в пьесе в ней такая широкая душевность есть, человечность.
А как могло быть иначе? Владимир Павлович Гуркин не раз говорил: «Да все мои герои написаны с близких людей. Сюжетные повороты, истории и судьбы взяты из окружающей среды моего детства и юности.… Все, что я написал – все имеет отношение к моей жизни, к моему опыту, к моим занятиям…». И еще: «Я как-то подумал: у меня нигде нет отрицательных персонажей. Может, это и хорошо?» Конечно, хорошо. Есть люди, которые счастливо не замечают негативного и, как дети, по-хорошему наивны и доверчивы. Это нам дар небес. Рядом с ними отогреваешься, будишь в себе лучшее. Таким, по отзывам коллег, был Владимир Гуркин. Таковы и его пьесы.
Нет комментариев