- Переезд в Москву. Я не представляю, как далось Вашей маме это решение. Уехать от своих близких, друзей, от своей привычной жизни, и всё это было сделано ради Вас.
- Ради меня, да. У меня просто мегамама, которой надо ставить памятник при жизни. Её жертвенность, её вера в меня... С одной стороны вера, а с другой - я постоянно отгребала. Чтобы меня похвалить? В жизни я не слышала от неё похвалы.
- А сейчас?
- Сейчас слышу. Позвонит и скажет: «Что за безобразие было у тебя на голове? Зачем ты так разговариваешь, ты взрослая женщина, веди себя нормально». В общем, это постоянно. Мы знаем в семье, что, если мама не ругает, значит, что что-то ненормально. И все настораживаемся - мама, ты хорошо себя чувствуешь? А если ругает - так и должно быть, это жизненная энергия мамы.
- Чего Вам не хватало в Москве?
- Долгое время я не принимала этот город. Мне не хватало нард! Где мужики во дворах, играющие в нарды? Где эти женщины, которые встряхивают шерсть? У нас так принято. Овечью шерсть надо помыть, потом перебрать, потом расстелить, потом палками взбить, чтобы не было комочков. И всё это было на глазах друг у друга во дворе.
- Вы рассказывали, что ещё в школе Вам было нелегко.
- Ну, я вообще была белой вороной, это точно. Я занималась музыкой, поэтому не участвовала в жизни класса, в турпоездках и прочих мероприятиях.
- От кого Вам доставалось больше - от мальчишек или от девчонок?
- От девчонок, конечно. Я вообще всю жизнь больше дружу с мальчишками.
- За что Вас ненавидели?
- Я немодно одевалась, была круглой странной девочкой.
- Вы могли за себя постоять? Подраться с кем-то?
- Однажды. В седьмом классе в музыкальной школе я сдавала диплом вот с таким слоем тонального крема на лице. Потому что подралась сильно. Пошла гулять с собачкой, и до меня докопалась какая-то девка, очень уважаемая во дворе. Ну, а если драка неизбежна, надо драться.
- Вас побили?
- Ну, конечно. Что я, драться умею? Как могла отмахивалась.
- Мама как на всё это отреагировала?
- Ужасно. Во-первых, меня домой приволокли, потому что у меня было не лицо, а месиво. Все вокруг стояли, а она меня добивала... Мама написала заявление, а потом приходили её родители - просили забрать это заявление.
- А ещё у Вас был жуткий случай, когда учительница на весь класс прочитала Ваш дневник с личными записями.
- Сволочь, ну просто сволочь! Я даже не буду выбирать выражения. Я вела дневники всегда. В тот раз мальчишки выкрали дневник из моего портфеля и начали читать. Она забрала его у них. Стала смотреть и комментировать. «Так, ну что там у нас. Витю Шуваева она любит, стихи ему пишет...» Я встала и сказала: «Вы дура!» И ушла. Что я могла ещё сказать? Я просто не понимаю, что должно было быть в голове у этой молодой учительницы, чтобы так отнестись, по сути, к ребёнку. К девочке,у которой это очень личное, стихи. Куда ты лезешь кирзовыми сапогами? После восьмого класса я ушла, а наши потом мне рассказывали, что у неё с этим Витей Шуваевым в десятом классе был роман.
- На Ваш взгляд, буллинг в школе - это чья ответственность?
- Конечно, взрослых.
- Как мама может помочь ребёнку уберечь его от этого?
- Это невозможно. Надо учить принимать удар и сопротивляться. Как в боевых искусствах. Меня не будет рядом всю жизнь. Я всегда привожу в пример рассказ моего друга-агронома. Мы тоже обсуждали детей. И он говорит: «Если ты посеял пшеницу и ты хочешь ей помочь взойти, чрезмерно взрыхлив землю, она выйдет, колос будет красивый, только вот зёрен внутри не будет».
- А ещё я знаю, что Вы сбегали от мамы из дома.
- Это был шестой класс. Я на неё обиделась, потому что она меня поколотила. Я иду такая расстроенная, в школьной форме, а на углу Никитского бульвара - цыгане со своим табором. Я думаю - всё, уйду с табором! И тогда они все поймут, кого они потеряли. «Уйду с вами, можно?» - спрашиваю. Побежала домой оставить портфель и по пути мальчишке соседскому Феде сказала: «Маме передай, что я ушла с цыганами!» Прихожу - табора нет. Но я же Феде уже сказала, в обратку уже нельзя! И я тут же решила: «Хочу в Ереван!». Расспрашивала у всех постовых, где армянское постпредство. В общем, нашла. Я там всех обманула, что отстала от поезда. Меня отвезли в гостиницу при постпредстве с тем, чтобы наутро отвезти «домой в Ереван». В два часа ночи я раскололась, конечно. Маму жалко стало. Меня забрала тётя, привезла домой. Прохожу мимо мамы и слышу: «Иди спать!» И всё. Впервые в жизни я не получила от неё по попе.
- Изменилось что-то потом в Ваших отношениях?
- Нет.
- Вы несколько раз ездили на «Евровидение» бэк-вокалисткой. С кем?
- С Димой Биланом на «Евровидение» в Афинах в 2006 году, на следующий год в Финляндию с Дмитрием Колдуном, который выступал за Беларусь. Потом в Осло за Армению. Вот такой я легионер!
- Что-то увидели из закулисной жизни?
- Я ещё застала человеческий облик этого конкурса. Хотя... На бэках у Димы Билана была ситуация - мы жили в одной гостинице с украинцами, а за Украину выступала Тина Кароль, изумительная певица. Так вот у нас были конкретные конфликты с её балетом - они нас реально задирали.
- А ещё именно Вы готовили к «Евровидению» Юлию Самойлову.
- Да. Это самое большое разочарование, я хочу сказать.
- Почему?
- Потому что очень неприятная была ситуация с ней. Звонил Юрий Викторович Аксюта. - Подготовишь? - Да! У неё ситуация была сложнейшая. Но я всей душой поняла, что нужно делать. Всей душой. Я абсолютно была за неё. У неё есть неподражаемое - хрусталик в голосе. «Не надо его давить! Давай оставим!» - говорю ей. - «Нет, я могу как Хьюстон!» А оказывается, у неё подруга, педагог, которая ей внушала: «Нет, ты можешь. Давай ори!». И она сорвалась. На каком-то этапе она начинает валить ором чудовищным. Оказывается, она всё равно ездила к этому педагогу другому. А это нечестно. На предпоказе песни все были в шоке, потому что она всё заваливает. Заваливает ором, криком. И у неё пошли предъявы, дескать, вы меня зажимаете, не верите мне.
- Ну ей досталось после конкурса очень сильно, хейт получила сумасшедший.
- Мне обидно, когда человек берёт и перечёркивает труд не одного месяца...
- То есть на конкурс Юля ехала в конфликте с Вами?
- Не только с нами, но и с собой!
- После конкурса она как-то осознала случившееся?
- Нет. Начала говорить, что все её недопоняли.
- Вы своих одноклассников как-то сравнили с золотой молодёжью из фильма «Курьер».
- Так и было.
- А что было у Ваших одноклассников, чего не было у Вас?
- У меня вообще-то было всё. Я родилась в семье, в которой были картины Айвазовского, других известных художников. Я с этим родилась. Потом, уже в 90-х, нас обокрали, и уже ничего этого нет. Но ничего страшного - Бог дал, Бог взял.
- Как это случилось?
- Я всегда была очень доверчивым человеком. Ну дура дурой. Это с одной стороны, а с другой - мы же думаем о людях через свою призму. То есть если я так не делаю, то, значит, и другой так не сделает. Позже я поняла, что это не так. Однажды, это было в 90-е, позвонили в дверь, открываю, стоят два парня: «Привет, мы от Ирки! Ирка просила тебе передать, не может до тебя дозвониться!» Речь шла вроде о какой-то книге. «Ну, проходите», - говорю. Я кавказская девочка, гостеприимная. Чай предлагаю. В общем, познакомились, всё хорошо. Пока мы пили чай, у нас что-то случилось с телефоном. Парни говорят: «Слушай, мы принесём тебе новый телефон». - «Ой как здорово, принесите, я куплю!» - «Да не надо, так принесём». Пришли второй раз. И когда они принесли телефон, это и произошло. Я какую-то внутреннюю тревогу почувствовала. Думаю, надо уже выпроваживать. Разворачиваюсь - и в этот момент меня бьют по голове. Я это состояние никогда не забуду. Момент после удара и до падения на пол - как будто я в пикселях рассыпаюсь. Боли нет, но ты рассыпаешься. Когда очнулась, поняла, что случилось что-то очень плохое. Меня волокут в комнату, бросают на кровать, завязывают руки и начинают снимать картины. Я это всё слышу, но делаю вид, что потеряла сознание. Они подходят и на до мной разговаривают: «Ну, чё с ней делать? Давай завалим одеялами, задохнётся так задохнётся». Короче, навалили на меня всего. У меня сердцебиение было страшное, сердце словно где-то в горле билось - бум, бум. И у меня скотч на руках лопнул, думаю, не дай Бог увидят... Когда они вышли, я вскочила и закрыла дверь. Позвонила в милицию. Милиция приезжает, мама, видят всё это...
- Преступников не нашли?
- Нет, конечно. Потом я долго отлёживалась. Сотрясение, врачи голову зашивали. Попали они хорошенько рукояткой пистолета по голове...
- 90-е годы. Каким Вы запомнили это время? Как оно изменило жизнь - Вашу и Вашей семьи?
- Мне кажется, что те, кто пережил 90-е, закалены надолго. Да, надо было выкручиваться. Я тогда училась. Маминой зарплаты хватало только на оплату квартиры и на мешок картошки, лука, морковки. Всё! Но, так как я была молодая, мне мало надо было. А вокруг творилось безумие. Я поступила в Гнесинку на эстрадно-джазовое отделение, а выпускалась уже из совершенно другого заведения.
- А у Вас была стипендия?
- Нет. Но я работала - записывала на студиях много бэков, рекламу. И как раз вернулся из Америки Николай Носков. Он искал бэк-вокалисток, и мы с подружкой пошли к нему на прослушивание. Он сказал: «Мощь, беру!» Два года работы с ним это был просто суперуниверситет.
- Вы называете это время «мордой по асфальту». Как Николай Носков проявлял это «мордой по асфальту»? Кричал, бросался микрофонами?
- Нет, нет. Он такой: «Девки, ну хватит тут Вашу Гнесинку устраивать! Нормально пойте. Чё Вы творите?» Это трудно передать, это всё в работе проявлялось. Тумаки - это вообще самое лучшее от мастера. Потому, что ты его любишь и уважаешь, ты ему доверяешь. Значит, всё, что он делает, надо брать. Либо вали...
- Вам не пришлось петь в ресторанах?
- Пришлось, но я пела только то, что хотела.
- Расскажите самый страшный случай тогда.
- Был день милиции, но отмечали его у нас, как я поняла, совсем не милиционеры. И вот нас всю ночь держат, и мы девятнадцать раз подряд «Чёрный ворон» поём. Класс! Причём мы не знали слов. А тогда мобильных не было, звоним всем нашим на городские телефоны и по сусекам собираем по два-три куплета, а потом стоим на сцене как перед расстрелом: «Чёрны-ы-ый во-о-рон...»
- Две музыкальные школы, училище при консерватории. И Вы уходите из него. Как Вы маме сообщили, что уходите работать гардеробщицей в джаз-клуб?
- Сначала её вызвала директор, которая сказала, что ваша дочь забирает документы. Мама была в ужасе. А я уже понимаю, что всё, я хочу заниматься джазом. Мама собрала семейный совет, приехали все родственники. Я сидела на стульчике перед всеми и слушала: «Как тебе не стыдно, твоя мать всю жизнь положила к твоим ногам!» А я говорю: «Всё!» И всё. И мама пошла к Вардану Танояну, тогда он был директором джаз-клуба, и сказала: «Ты армянин, эта дебилка тоже армянка, смотри за ней!» А он и говорит: «Мы, как старшие братья, будем за ней смотреть!» Вот так я попала в коллектив, где каждый день слушала великих мастеров.
- А чем Вас так взял джаз?
- Это моя стихия, я услышала свою музыку. Это моя органика. Может, я в прошлой жизни жила в 20-х годах в Нью-Орлеане. Это просто моё!
- Когда мама примирилась с Вашим выбором?
- Не так давно! Когда она стала ходить на мои большие концерты в большие залы. И когда к ней подошли с комплиментом: «Спасибо вам за дочь!», моя мама сказала мне: «Ну, нормально, ладно».
- 30 июня у Вас будет концерт в Зелёном театре на ВДНХ. Каждый зал уникальный. Вот эта площадка чем отличается?
- ВДНХ для всех нас, особенно для советских людей, а я советский человек абсолютно, - символ эпохи. Мне отрадно, что сейчас ВДНХ ожило и живёт очень красивой жизнью - ярмарочной. Такой, как это и было в моём детстве. И там да, там особая атмосфера. Настоящая такая парковая эстрада. Там дышится, там звучит всё замечательно. И то, что это будет с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением моего любимого Феликса Борисовича Арановского. И программу мы так скрупулёзно выбирали из мировых и анимационных фильмов. Это, например, мультфильм «Малышарики», который я озвучиваю. И из «Смешариков» авторы Марина Ланда и Сергей Васильев подарили мне возможность спеть «Снег» - любимую мою песню из этого мультика. И ещё из фильма «Мама», где я снималась у Гузель Киреевой, играла там плохую женщину. Музыку написал Сергей Чипенко - потрясающий совершенно джазмен. Песня о маме тоже будет.
- Вы работали с Аллой Пугачёвой.
- У Аллы Борисовны. В школе у Аллы Борисовны.
- Как Вы познакомились?
- Мне позвонила Ирсон Кудикова - она была одним из спонсоров этой школы. С Ирсон мы были знакомы. Она сказала, что открывает с Аллой Борисовной школу и что они хотят набрать хороший пул артистов и педагогов, чтобы работать с детьми. Я говорю, что с малышами не буду, это безумие. Она: «Ну всё равно, приезжай». «Хорошо, приеду». Приехала на первую встречу, взяв с собой Лёву. Левон Мерабов - это папа моего мужа. Он композитор, автор первой песни, которую исполняла Алла Борисовна, - «Робот». В общем, это была замечательная такая встреча, и потом мы начали обсуждать задачи. Я сразу сказала, что, насмотревшись разных детских школ, я не занимаюсь профанацией, никаких «фанерок» с детьми делать не собираюсь. Дайте возможность мне преподавать так, как я это вижу. И мы договорились обо всём. А дальше, когда я увидела, что это всё ко мне не относится, я ушла.
- То есть это были дети богачей, которые не умеют петь.
- А кто умеет петь? Для того они к нам и пришли. А когда уже неактуальна передача знаний, делать видимость - это уже точно не ко мне.
- Разошлись Вы не очень красиво.
- Да нет, нормально. Я просто сказала, что ухожу. Она мне: «Ты что, самая умная?» - «Нет, не самая. Я вас очень уважаю и люблю, но изображать свиту не собираюсь». Я считаю, что уважение в правде заключается.
- Вообще опасно иметь врагом Аллу Борисовну.
- Она не стала мне врагом, это уж точно.
- Я имею в виду, что Вы смело поступили, а многие боялись.
- Ну и зря! Испортили такую хорошую девочку. Представьте, если вокруг вас все постоянно будут вас обманывать. Вы привыкните к этому просто. Вам будут бояться говорить правду. Это какой-то ужас! И вообще, когда у тебя не друзья, а свита...
- Расскажите Вашу историю любви с супругом.
- Киношная история. Мы познакомились на первом курсе Гнесинки. Я влюбилась сразу - прямо как удар молнии: а-а-а, это мой, мой, мой! Ещё бы - глаза безумные, каре на ножке, безумно талантлив. Молчать о любви невозможно. Все знали, что я вздыхаю по Мерабову. Я особенно это и не скрывала. Пусть знают. Пусть весь мир знает!
- А он знал?
- Конечно, знал. Но он не мог мне ответить взаимностью, потому что мой образ был далёк от его образа. При том, что мы подружились просто сразу. Прям дружбаны! Я вздыхаю, переживаю, а он при этом постоянно знакомит меня со своими девушками: «А эта тебе нравится, а эта нормальная?»
- Жестоко?
- Нормально, я же тоже в это время не монашествовала. И он потом признавался, что не мог понять, почему это происходит. Он отгонял всех и при этом делал мне адью - ну, я пошёл домой. Все мои ухажёры выгнаны, я одна, а он пошёл домой, видите ли!.. «Ты круглая», - говорил. Круглая! А не блондинка с длинными ногами - такие образы у меня были тогда. И потом, уже через 16 лет моей верной любви к нему, он сказал: « Я идиот, идиот!» Вот тебе и круглая!
- А какой он был отец для Ваших детей?
- Самый лучший папа на свете! Это был самый лучший муж на свете и самый лучший папа. Как он возился с детьми! Он обожал детей, обожал с ними гулять. Посадит в машину - и поехали туда, поехали сюда, Он восхитительный был папа!
- Как его Ваша мама приняла?
- «Ты с ума сошла, за Мерабова замуж?» Для мамы рядом со мной должен был быть как минимум профессор или космонавт, на худой конец. Но не мальчишка Мерабов! Тем более у Мерабова такой характер. Однажды он забрал всех нас и сказал - всё, мы пошли ко мне жить. При этом он никогда не хамил.
Комментарии 8