«Провокаторами» этого невероятного марафона 28 декабря 1895 года стали двое родственников-французов по фамилии Люмьер. Именно они дали отмашку своему детищу, окрещённому кинематографом, и после этого всё завертелось и понеслось, сначала со скоростью 16, затем – классических 24 кадра в секунду.
Служители нового искусства – сценаристы, операторы, режиссёры, актёры – рванули наперегонки: чей фильм интересней, красивей, необычней? Спор, чья кинокартина достойна называться произведением искусства, а не просто коммерческим продуктом для развлечения или авторским кинографоманским «не разбери, чего и зачем» набором изображений, грозил затянуться навечно. Если бы не… кинофестивали. Сразу отмечу, что история появления самых известных кинофорумов мира, а также их наград довольно любопытна и занимательна, а иногда даже драматична с точки зрения исторических событий, происходящих в мире.
Сегодня, в преддверии XI Забайкальского международного кинофестиваля, самое подходящее время обратиться к этой актуальной теме. Ну что, друзья, начнём, пожалуй… Гарантирую: будет интересно (ну, или, по крайне мере, познавательно)! Как бы то ни было, но из песни слов не выкинешь, и факты – вещь, как известно, упрямая. Всё дело в том, что…
Дуче – любитель кино
Самый первый в мире международный кинофестиваль прошёл в Венеции, на острове Лидо, с 6 по 21 августа 1932 года. Ещё в начале 1930-х годов большой любитель кино, дуче, был крайне озабочен отъездом из страны творческой интеллигенции и возрастающей «киноагрессией» Голливуда. Беннито Муссолини поручил Антони Мариани, генеральному директору Венецианского фестиваля искусств, который начал проводиться в Италии ещё с XIX века, разработать такую программу, в которую, помимо художников, театралов и музыкантов, был бы включён международный конкурс достижений в области кино.
Как приз… с горя не вручили
В первом в истории кинематографа кинофестивале приняло участие девять стран, которые представили на конкурс 29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов, главным образом из Франции, Германии, СССР и США. В Венеции советский фильм режиссёра Николая Экка «Путёвка в жизнь» был включён в список лучших. Самим итальянцам не удалось здесь завоевать ни одной награды (!), и учредители фестиваля так сильно расстроились, что «позабыли» даже вручить главный приз – «Кубок Муссолини».
Но первый европейский кинофорум всё же привлёк к себе широкое внимание, и следующий кинофестиваль в 1934 году был уже более представительным: в нём участвовали 17 стран и 40 полнометражных фильмов. Тогда «Кубок» был вручен СССР за лучшую представленную программу, в которую входили фильмы «Весёлые ребята», «Гроза», «Новый Гулливер» и т.д.
Стал пропагандой
В последующие годы Венецианский кинофестиваль старался сохранить хотя бы внешнюю демократичность, и потому пышные торжества вызывали симпатии к режиму Муссолини у многих простых любителей кино. Венеция «подкупала» демократическую общественность, вручая награды и британским, и американским, и советским фильмам. Однако с укреплением фашистской Германии, ближайшего союзника Италии, фестиваль стал постепенно превращаться в навязчивую пропаганду «нового порядка»...
Читать далее:
zemlya-chita.ru/vechnye-gonki-pod-nazvaniem-kinofest-istorii
Нет комментариев