Ученые считают, что все началось с древних времен. И это было связано с крестьянским укладом и образом жизни. Крестьяне просыпались очень рано, спешили на работу, готовить еду было некогда. Обычно ели пищу, приготовленную накануне вечером. Это была еда на завтра, то есть на следующее утро. На Руси слова «завтрак» не существовало. Говорили «за утрок» - следующий за утром. И писалось это слово раздельно. Позже его соединили в одно и стали писать «заутрок». Прошло еще какое-то время, и букву «у» заменили на «в». Крестьяне, не обученные грамоте, стали говорить «завтрок» или «завтрык». В конце концов прижилась форма «завтрак».
Ну, а что же «обед»? Это общеславянское образование от слова «еда» с помощью приставки «об-». Слово «обед» изначально обозначало не прием пищи, а время суток. Время до и после еды, то есть перерыв во время работы, предполагающий еду.
И, наконец, «ужин». Как полагают лингвисты, это слово, образованное от слова «юг» и суффикса «-ин». Но причем здесь юг? Все дело в том, что на Руси юг называли «угъ». Потом мягкий знак на конце слова потерялся, букву «г» заменили на «ж». И получилось то, что мы имеем сейчас, - ужин.
Но как вечерний, и чаще всего поздний, прием пищи связан с югом? Здесь опять вспомним распорядок дня наших предков. В поле у крестьян было много работы. Особенно во время покоса – передохнуть некогда. А косят в июле, в самые жаркие дни, когда солнце палит нещадно. Многие работники получали тепловые удары. И тогда решено было выходить на покос с рассветом и, пока еще не так жарко, оканчивать его. Известно, что самый жар – с 12.00 до 16.00 часов. Крестьяне торопились завершить работу, пока солнце «на юг не перейдет». А на южной стороне солнце оказывалось как раз к полудню.
После того, как солнце переместилось на юг, люди оставляли работу и шли есть. Отсюда и название трапезы – ужин. В те далекие времена ужин наступал в полдень.
В других славянских языках для вечерней трапезы было свое название - «вечеря».
Получается, в древности ужин обозначал то, что мы сегодня называем обедом. Конечно, эти гипотезы – всего лишь предположения ученых-лингвистов, за давностью времени трудно сказать определенно, было так на самом деле или нет. Но слова «завтрак», «обед», «ужин» прижились и остались в нашем языке.
А теперь – гастрономическое послесловие. Как вы думаете, что ел на завтрак и обед великий писатель Толстой? Вот, например, какую интересную информацию я нашла на Дзене, на канале фил.фак. На завтрак Лев Николаевич обязательно ел яйца и кашу. Яйца писатель просто обожал. В рационе было 500 видов яичницы и 500 видов каш.
Рецепты блюд бережно собраны в одну кулинарную книгу женой Льва Николаевича – Софьей Андреевной. В книге «Обед для Льва» Софья Андреевна приводит рецепт блюда «Селедка с телятиной». Вот он:
Взять остывшую телятину, отделить ее от костей, взять две селедки вымоченные и положить их с телятиной, снявши с них кожу и выбрав кости. Все это изрубить мелко. Протереть сквозь решето вареный картофель и взять его вполовину против телятины и чайную ложку сухарей, мелко толченых, да изрубленную луковицу. Все это вместе перемешать и порубить еще немного, чтобы сделалось тесто. Потом вылить в это тесто чайную чашку сливок, пять сырых яиц и две ложки масла. Взять плоскую форму или глубокую сковородку и намазать маслом и обсыпать сухарями, выложить в нее приготовленное тесто, поставить в печь и дать хорошенько зарумяниться.
А кто-то из домашних в шутку подписал внизу под рецептом: «И выйдет из всего этого собака»!
Нет комментариев