С недавних пор стал замечать, что как-то лучше стало с восприятием красок жизни, с ощущением пространства и с тем, что вернулось некоторое непередаваемое ощущение сложного и интересного объема окружающего мира, какое было когда-то в детстве. Поразмыслив над тем, что же происходит, пришел к выводу, что это следствие цифрового детокса. Термин уже даже и не новый, но очень актуальный. И действительно, в течение последних недель я реже обычного пользовался компьютером, заходил в Интернет и заглядывал в смартфон. И вот такой благой результат получился почти что сразу. А раз так, то это свидетельствует, по логике вещей, не только о необходимости цифровой интоксикации, то есть отдыха организма от информационно-электронного пространства, но и о крайнем вреде, которое последнее оказывает на организм.
Помнится, довольно уже давно были популярны супы с вермишелью в виде небольших буковок и циферок. Тогда никто и не догадывался, что скоро мы будем «есть» эти самые цифры при помощи гаджетов цифрового мира не просто каждый день, а большую часть бодрствования. При всем очевидном вреде, это, к сожалению, не является официально признанной «вредной привычкой», а необходимостью, которую диктует современный мир. Просто по работе необходимо постоянно держать включенными несколько социальных сетей на прием сообщений. «Не отпускает» лента новостей, да и новую информацию сейчас ищут не в читальных залах библиотек, а во Всемирной паутине, причем это надо делать в режиме без остановок, потому что данные постоянно обновляются.
Появились новые социальные термины: номофобия, то есть страх остаться без доступа к гаджетам, через которые в голову приходит цифровой мир, и фаббинг, то есть пренебрежительное отношение к живым людям на фоне более интересного цифрового контента. Всё это можно списать на просто очередной виток цивилизации, который принято поначалу воспринимать, как наступление нового, шумного и безумного мира, к чему человечество постепенно привыкает, при том, что на этом новом витке жить, как выясняется потом, значительно лучше.
Но в этом случае аналогия не работает. Уже зафиксированы такие негативные стороны цифрового мира, как реальная гаджетозависимость, когда люди погружаются в виртуальный мир почти полностью и проявляют активность только в нем. Прибавим к этому физическое изматывание организма, в первую очередь, нервной системы, этим самым цифровым миром. И это уже объективно можно установить медицинскими тестами. Не следует забывать и о неестественности такой нагрузки вообще. Дело в том, что психика человека эволюционно (то есть тем образом, от которого никуда «не попрешь») настроена на социальное взаимодействие с не более чем четырьмя десятками других людей. В крайнем случае их может быть 50. И каждый из них является не просто источником информации, внешним раздражителем, но и узнаваемым лицом. Современный цифровой мир, состоящий из тысяч обезличенных источников информации, многие из которых попадаются только один раз, и более мы к ним не возвращаемся, предоставляет уникальную возможность сойти с ума от беспрецедентной нагрузки на психику.
Раньше люди ездили в выходные дни на природу, чтобы отдохнуть от шума и суеты города. Сейчас похожий эффект отдыха безо всяких поездок можно почувствовать, просто прожив один день без компьютера и смартфона. Отсюда вывод: современный человек, живущий в городе и Интернете, одновременно подвергается двойному токсическому удару. Вот вам и дивный новый мир, наступивший через сто лет, согласно одноименному роману.
В качестве способа решения проблемы сейчас формируется новое течение – «медиааскетизм», или «цифровое воздержание». Целью движения является достижение человеком осознанного контроля за своей жизнедеятельностью в пространстве медиакоммуникаций и в виртуальной реальности. По сути, практики медиааскетизма следует понимать как стремление современного человека не потерять свою сущность в потоке информации. Идея неплохая. Посмотрим, что из этого выйдет. Возможно, в будущем даже появятся своеобразные «цифровые монастыри» со строгим информационным уставом.
Не менее интересен феномен «медиаснобизма» – демонстративного отказа от использования цифровых технологий, становящегося в настоящее время маркером принадлежности к привилегированным классам.
В любом случае, налицо кризис современных методов подачи информации, поскольку раньше ее брали из книжных шкафов и свежих газет, а они так человека не выматывали.
📝 Михаил Скрипников
#КОЛОНКА_РВ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев