Сергей Иванович Грицевец Родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области, в семье крестьянина.
В годы Первой мировой войны семья переехала в Южное Зауралье. В 1927 году окончил Шумихинскую железнодорожную 7-летнюю школу и работал некоторое время на станции Шумиха. В 1927 - 1930 годах Сергей Грицевец жил в городе Златоуст, работал учеником слесаря на механическом заводе, был секретарем цеховой комсомольской ячейки.
В 1931 году работал в заводском комитете комсомола и в том же году по комсомольской путёвке поступил в Оренбургскую военную школу пилотов, после окончания которой служил в частях истребительной авиации лётчиком, командиром звена, отряда и полка, инструктором - лётчиком в военном училище. В 1936 году окончил Одесскую школу воздушного боя.
С 10 июня по 26 октября 1938 года в качестве добровольца принимал участие в национально - революционной войне испанского народа. Был командиром 2-й эскадрильи, а затем группы истребителей И-16.
В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1:5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.
14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.
Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов.
За образцовое выполнение специальных заданий правительства и проявленный при этом героизм 22 февраля 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза.
В полной мере сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявились и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.
Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ("Чайки"), его назначили командиром эскадрильи этих машин. В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда возглавлял Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков. Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин-Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.
В небе Халхин-Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника (10 лично и 2 в группе).
29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени.
Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда!"
Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую-то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком-истребителем, имея 42 воздушные победы.
В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву. Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.
16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.
Похоронен Сергей Иванович Грицевец в деревне Болбасово Оршанского района Витебской области. Его имя присвоено Харьковскому высшему военному авиационному училищу лётчиков, улицам в Москве, Минске, Кургане, Орше и Барановичах. Бронзовый бюст установлен в городе Барановичи, обелиск - на месте гибели в деревне Болбасово, памятник и мемориальная доска - в Минске.
В ходе мероприятия собое внимание уделялось подвигам Сергея Грицевца в Испании и на Халхин-Голе. Рассказ сопровождался показом кадров фронтовой кинохроники и фотографиями.
Перед собравшимися выступил известный краевед, полковник в отставке Военно-воздушных сил России Б.Г.Родиков, который рассказал о подвиге С.И.Грицевца на Халхин-Голе, когда он спас своего командира майора Забалуева, опустившегося на парашюте на вражеской территории. Грицевец, сев вблизи приземления своего командира, посадил того в одноместную кабину своего самолета и на глазах изумленных японцев взлетел и доставил товарища на свой аэродром.
В заключении прозвучало стихотворение К. Симонова «Всю жизнь любил он рисовать войну», которое явилось логическим завершением рассказа об этом удивительном человеке.
По окончании мероприятия для военнослужащих была проведена экскурсия по экспозиции Военно-исторического музея, посвященной боям на р. Халхин-Гол.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев