ВТОРОЙ ЭТАЖ (БЕЛЬЭТАЖ). ЧАСТЬ 1
На лестничную площадку бельэтажа выходили двери Арсенальной и Чесменской галерей, располагавшихся в западном полуциркуле. Туда же выходила и дверь Аванзала, с которого начиналась анфилада парадных залов второго этажа.
Над оформлением Аванзала работали два архитектора: А. Ринальди в 1770-е годы и В. Бренна в 1790-е годы.
Кавалерской комнатой назывались в 18 веке вообще парадные проходные аванзалы, прилегающие непосредственно к внутренним дворцовым покоям. Кавалерские комнаты были во всех императорских дворцах - и Зимнем, и Царскосельском, и Павловском. В них собирались в ожидании высочайшего выхода принимавшие в нем участие лица: придворные чины, придворные дамы, ближайшая свита и дежурные. Таких "Кавалерских" было в Гатчинском дворце три: две в верхнем и одна в нижнем этаже.
Во время торжественных приемов лица, "имевшие вход за кавалергардов", собирались в Кавалерской комнате. В будние дни отсюда происходил развод караула по внутренним покоям дворца.
Аванзал примыкал непосредственно к Парадной лестнице. Площадка лестницы в бельэтаже служила переходом в этот зал - первое и одно из самых нарядных в группе парадных помещений, спроектированных еще при Орлове. Зал представлял собой достаточно большое помещение в 55 квадратных метров.
Позднейшие переделки исказили и обеднили его облик. От творения Ринальди сохранилась общая композиция зала, перекрытая с сильно развитыми падугами. Стены здесь, как и в соседнем Белом зале, были покрыты лепными орнаментыми - венками, гирляндами и цветами. От первоначального художественного убора зала, спроектированного еще Ринальди, при Павле оставались двери наборной работы и обрамлявшие проемы гладкие широкие наличники из искусственного розовато-оранжевого мрамора. Секретом имитации мрамора и цветного камня в совершенстве владели работавшие с Ринальди мастера-итальянцы.
Потолок с куполом, украшенный лепкой, был переделан Бренной, поместившим здесь овальный живописный плафон - мрачную по краскам картину, изображавшую Марса, преклонившего колена перед богиней войны Беллоной.
Паркет сохранял ринальдиевский рисунок, но он был возобновлен в конце 19 века и при этом лишился того изящества, каким отличались подлинные образцы паркетов Ринальди - паркеты Тронной Павла 1 в бельэтаже и Овального кабинета Марии Федоровны.
Почти всю площадь стен Аванзала занимали три больших полотна. Над мраморным камином был помещен портрет Павла 1 работы Сальватора Тончи. Тончи изобразил Павла в короне и черной мантии гроссмейстера Мальтийского ордена. Одна из лучших картин в Аванзале - "Изгнание из рая" работы Луки Джордано, находившаяся еще в коллекции Г. Орлова. Другая картина - "Буря" - принадлежала кисти знаменитого французского мариниста Жозефа Верне.
Проходная - небольшое помещение между Аванзалом и Белым залом. Перекрытие его в своей центральной части имело заглубление - своеобразный купол. Его поверхность, расчлененную тягами, украшала легкая и изящная лепка, относившаяся ко времени, когда работы по внутренней отделке дворца велись еще Ринальди.
В том же помещении находился вделанный в стену овальный мраморный барельеф - портрет строителя Гатчинского дворца Антонио Ринальди работы Шубина. Барельеф не был вывезен из дворца в 1941 году, но не пострадал от пожара в 1944 году. Огонь не проник в небольшое помещение, отделенное от других каменными стенами. В послевоенные годы барельеф нашел себе временное пристанище в другом построенном Ринальди здании - Китайском дворце в Ораниенбауме.
В камер-фурьерских журналах почти на каждой странице встречаются упоминания комнаты "Кавалергардская" и "Кавалерская", причем к последней иногда прибавлено: "нижнего этажа". Кавалергардская комната - это Большой Белый зал. Белый зал примыкал к Тронной императора. Из нее также выходили двери в Тронную императрицы и в Кавлерскую. (Л.А. Кашук "Гатчина 18-начала 20 века")
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1