Дуб издревле почитался на Руси как дерево-богатырь, дерево-исполин. Стоял он, могучий и прекрасный, широко раскинув крепкие ветки, твердо упершись в землю сильными корнями. Под самым небом высится зеленая крона дуба, не давая нам забыть о мощи и величии главного символа «древесной» Руси. Так и человек. Жив и силён он своими предками, своими корнями, которые глубоко вошли в родную землю, питаясь из неё силой пращуров, свободолюбивых и мужественных людей, перенимая вечную мудрость родства всего живого на земле.
«Корни дуба» - это и название автобиографической книги Г.Е.Кузьмичёвой, которая считает своим святым долгом поднять временной «пласт жизни прадедов и дедов» - жителей села Ахмат. Что заставило её замереть над чистой страничкой с названием «Корни дуба»? Почему «дуб»? Почему «корни»? Несколько фраз – и раскрывается основная тема книги: если крепкие и здоровые физически и нравственно «корни» человека, в коих и заключена «сила жизни предков», то и корни ( потомки) будут достойны доблести отцов и дедов. Как строит Кузьмичева свою книгу? Принцип построения (то есть архитектоника) прост: «земля наших предков» (о месте рождения, о земле, где родился и которой нет святее); дуб как символ крепости веры и семейных связей (около своего дома в Ахмате староверы всегда сажали дуб); дубовая рощица как попытка возродить традиции села (пусть вечно стоят дубы, связывая неразрывной нитью прошлое, настоящее и будущее).
Начиная рассказ о малой Родине с описания старого села Ахмат, расположенного на правом берегу Волги, в Красноармейском районе, Галина Евгеньевна называет фамилии своих родственников - первых переселенцев в Краснокутский Ахмат, среди которых есть Чекулаевы и Корабельщиковы, Шаткины и Панчурины, Танцаровы и Токаревы, Шаровы и Умновы, Мельниковы и Лапкины, Вьюновы и Волковы, Карповы и Комковы… Какие многочисленные корни переплелись у единого рода, как много влилось «малых» потоков в стремительное течение его жизни! Новый Ахмат наследовал традиции, обряды и заповеди предков. В традиции ахмачей всегда было уважительное отношение к людям труда и к труду, к старикам, к родителям, к религии. Сплоченность, решение спорных вопросов и трудных дел сообща, умение выслушать собеседника и найти одинаково приемлемое для двух сторон решение – отличительная черта быта жителей Ахмата. Мальчики здесь учились мастерству кузнецов и плотников, каменщиков и строителей, девочки обучались шитью, вязанию крючком и спицами, вышивке; учились варить и печь, стирать и гладить. В каждой семье царило негласное правило безоговорочного послушания и взаимопомощи. А начиналось домашнее воспитание – со сказки, с колыбельной песни, с пословицы. Фольклор был самыми надёжными корнями литературы, её основой, фундаментом нравственности и будущей культуры человека. И рассказывали бабушки сказки, и не было тех сказов ничего мудрее и важнее, потому что именно в детстве закладываются основы «завтрашнего» отношения ребенка к миру, ее понятия о добре и зле, правде и лжи, труду и лени, учебе и невежеству. И пряла вечером бабушка, и рассказывала сидящим вокруг неё внукам историю о том, что «стала золотой обычная иголка в руках девочки-умелицы», потому что много и упорно работала она и добилась звания «мастерицы». А еще говорила бабушка о том, что вокруг каждого человека строится невидимая ему стена из добрых дел, и чем больше ребенок сделает доброго для всех, тем выше да крепче стена – ничего такому человеку не страшно! А дед говорил внукам, что «становится топор золотым» в умелых руках, что защищен каждый человек добрыми делами предков своих. И воспитывалось в детях глубокое убеждение, что и они тоже будут нести в копилку добрых дел семьи только хорошие поступки, добрые дела. Не проходили стороной наставление старших: формировались в малышах и чувство единства семьи, и трудолюбие, и ответственность. И радовались старики, глядя на подрастающее поколение: трудолюбивыми растут детки, совестливыми! Вот и Галина хорошо помнит умелые руки бабушки, её крахмальные скатерти и подзоры на кроватях, чехлы на стульях (белые до голубизны!), затейливое кружево салфеток и «дорожек» на диване, её несравненные щи, куличи, пироги с картошкой и солёными огурцами. Бабушка! Как нужна каждому из нас её любовь, её пирожки, сказки, добрые наставления, советы, обереги… От них, старших и умудренных жизненным опытом, почерпнула она и умение вязать (не глядя на крючок и спицы), и любовь к кухне, и стремление окружить себя и своих домочадцев рукотворной красотой. А деды несли чувство надежности, защищенности. И была жизнь полна открытий и солнечной любви старших… Но шло время, и старики старались, уходя из жизни, передать всё лучшее от себя и благословить юных на жизненный подвиг труда и любви к дому, селу, стране. И украшали дом на Троицу березовыми и дубовыми веточками, и плели венки из дубовых листьев на Ивана Купала, и собирали дубовые веточки для банного веничка… И кадушки делали дубовыми, и мебель из дуба ценилась, и вкладывали мастера в работу свою не только умение, но и великое почтение к крепости древесины, к свойству дуба только «крепчать» с годами. И завещали старики своим детям и внукам березовые люльки (чтобы не иссяк род их), мебель дубовую, сработанную на века, и пятистенки свои, где дубовые плашки и бревна были не только основой сруба, но и украшением каждого дома. Словно светился дуб изнутри в солнечные дни, а в суровое зимнее время покряхтывала изба всеми своими венцами, словно жаловалась на стужу… И светец на стене освещал жилище – дубовая щепа, и икона с темным святым ликом, дорогая именно тем, что намолена была несколькими поколениями предков, - тоже из дуба, и оклад дорогой церковной рукописной книги тоже был сработан из тонкой дубовой дощечки… И брали воду из колодца – дубового, и месили тесто в кадках из дуба. Словно шел дуб рядом с человеком всю его долгую трудовую жизнь – помогал, дарил свою мощь и жизненную силу, учил стойкости и выносливости.
Остаётся в памяти каждого из нас родной дом. У Галины он, как и у сотни её сельчан, - обязательно с дубом под окном. Много таких домов в Ахмате, крышу которых словно прикрывают могучие кроны дубов… О чём шепчут листья дубов, знают только те, кто малышом играл под дубом и катался на качелях, укрепленных на самых толстых, нижних ветках дуба, кто собирал листья дуба для плетения венков летом, украшая их цветами. Ценили дуб и за его наросты на листьях, которые были прекрасными чернилами; и за крупные спелые желуди осенью, и за телесную крепость ствола – прекрасный материал для строительства и изготовления мебели, ларей для муки, бочек для солений и маринадов… Для ахмачей дуб и сегодня символизирует устойчивость, несгибаемость воли, мощь, жизнеустойчивость, умение выстоять перед любой бурей… Поэтому, вероятно, и проходит красной нитью в книге Кузьмичевой тема преклонения перед дубом, который верно служил и служит людям. Поэтому так важно, что жители Ахмата продолжают украшать село этими деревьями, высаживая дубки не только в парке села, но и на берегу Еруслана Важно потому, что и берег укрепят корни дубов, и дадут красоту дубовые дубравы, и напомнят всем нам, что выражают дубы суть русского характера – сильного, несгибаемого. А, вспомнив корни свои – славу и доблесть предков, возможно, и мы с вами станем внимательнее и уважительнее друг к другу, поймём наконец, что не триста лет жизни отведено каждому из нас, как дубу, и начнём украшать землю, которую передадим мы в наследство детям и внукам своим с пожеланием оставаться прямыми и честными точно так же, как эти величественные деревья.
Потапова Т.В., музей с.Ахмат
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев