Валентина Невская
15 октября группа энтузиастов-краеведов, участников проекта «Корни дуба», вновь отправилась в экспедицию на свою малую родину в Красноармейский район. На этот раз краеведы пригласили с собой местных жителей, пожелавших посетить не только село Ахмат, но и в деревню Студенка Красноармейского района, поскольку история образования их степного Ахмат гласит о том, что оно было основано выходцами именно этих двух волжских поселений.
Путь-дорога туристов была легкой и интересной. Красивые ландшафты правобережья сильно отличались от привычных глазу родных степных. Лесные массивы, красавица Волга, ее широкий приток – р. Саратовка – все это радовало взгляд. А уже опытный эксперт истории села - Галина Кузьмичева сама провела для новичков полноценную экскурсию.
По приезду в г. Красноармейск, их уже ждали директор музея Т. Шарабидзе и младший научный сотрудник С. Куклев. Они рассказали гостям о хорошей новости – 10 сентября около Ахматского храма Вознесения был отслужен первый молебен! Службу провел настоятель храма – отец Анатолий. Был брошен клич – восстановить храм, возродив его былой величавый вид. Порадовало и то, что краеведам был предоставлен большой краеведческий материал, который будет досконально ими изучен.
Совершив краткую экскурсию по музею, путешественники вновь отправились в путь. В селе Ахмат первым, кто встретился им на пути, стал местный житель-старожил по фамилии Черчинцев. Он был приятно удивлен, узнав, по какому поводу прибыли гости. Сказал, что хорошо знает историю сёл, и ему приходилось бывать в степном Ахмате. Вспомнил о тяжелых военных и послевоенных годах. Район порта он называет Репьевкой, а другую часть села, что расположена ближе к сельскому кладбищу – Белоглинкой. Сообщил, что сейчас в селе постоянно живут 25 человек и, возможно, в село проведут газ. К сожалению, была и плохая новость – сгорел дом коренной жительницы Е. Шаровой, которая так гостеприимно принимала краснокутцев в их первой экспедиции. Как это случилось, никто не знает, однако поговаривают, что поджоги домов в последнее время вовсе не случайны. К сожалению, есть лихие люди, готовые на все, лишь бы заполучить ценный участок земли на берегу Волги.
Дальше путь наших исследователей лежал в лагерь «Дубрава» - бывшее графское поместье Олсуфьева, владельца сел Ахмат, Студенка и других. Они осмотрели живописный графский колодец, 1813 года постройки, и услышали из уст С. Кукляева легенду о том, что граф Олсуфьев, узнав о недостойном поведении своей жены, в гневе замуровал ее в стены колодца. Говорят, что до сих пор, мол, душа женщины страдает и мучается, оттого время от времени возле колодца слышны странные звуки, похожие на стоны… Да уж, жутковатая история, ничего не скажешь.
Побывать в самом здании поместья исследователям, к сожалению, не удалось, как и осмотреть место, где находилось село Студенка. Зато они побывали на территории лагеря «Дубрава», который находился в самой глубине двора поместья, среди настоящих дубов-великанов, до сих пор еще сохранивших былое величие и красоту.
По воспоминаниям коренной жительницы Студенки – Т. Седовой, раньше их деревня была очень зажиточной. Люди работали на графа, который редко приезжал туда со своей семьей. Однако все считали графа очень добрым, милосердным и образованным. В деревне постоянно жил управляющий – немец, о котором жители деревни тоже сохранили хорошие воспоминания. Личным поваром графа была Феодосия Чудинова, слывшая большой мастерицей в приготовлении необыкновенных блюд. Дома в деревне были добротные, с высокими потолками, и в отличие от многих других сел, в дома была подведена вода. Жители Студенки в большинстве своем были порядочными людьми, не ругались, не пили, организовывали культурный досуг, на Рождество славили. К примеру, Мельниковы слыли хорошими гармонистами и замечательно пели. Да и другие не отставали, играли на гитарах, балалайках, мандалинах.
Еще одним интересным фактом является наличие двойных фамилий у местных жителей. То есть, кроме основной есть, так называемые, уличные фамилии. Например, Танцаровы – Шестерины, Чудиновы – Филягины. Некоторые из них считают себя потомками донских казаков, а кое-кто и потомком Степана Разина!
Участники проекта, исследуя свои корни, пока еще не сделали окончательных выводов, им еще предстоит большая работа с архивными документами села Ахмат, личными воспоминаниями жителей. Одним словом, поиск продолжается, и есть надежда, что такие энтузиасты своего дела обязательно докопаются до истины.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев