НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГАЛЯМИНОЙ ЮЛИЕЙ ЕВГЕНЬЕВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ГАЛЯМИНОЙ ЮЛИИ ЕВГЕНЬЕВНЫ 18+
История политических махинаций 90-х снова стала предметом общественной дискуссии. И это хорошо. Хорошо, потому что важно не просто знать правду, но и делать ее публичной. Хорошо, потому что таким образом разрушается большой пропагандистский миф о «лихих девяностых», с которыми якобы борется Путин и в которые нас якобы хочет вернуть оппозиция. Хорошо, потому что еще подсвечивается очень неприятная для Путина правда, что он есть плоть от плоти тех, кто обокрал российский народ всякими спецоперациями с ваучерами и залоговыми аукционами.
Однако сами авторы фильма, еще раз напоминая нам о диких фактах, практически не размышляют ни о причинах случившегося, ни о том, как избежать повторения этой истории в будущем, хотя и обозначая, что это и есть главная проблема, которую они решают. Это очень похоже на позицию журналистов или пропагандистов (я не хочу вступать в эту полемику), а не политиков. По крайней мере, на данный момент.
Единственный намек на ответ, который дают авторы фильма, – это качества людей, которые вершили судьбы страны: стремящиеся к наживе, власти и удовольствиям. Отсюда можно сделать вывод, что если бы пришли какие-то принцы на белых конях, то все было бы по-другому. Я попробую объяснить, почему меня такой ответ не устраивает.
Есть замечательная сказка Евгения Шварца «Дракон», которая говорит нам об очень важной мысли: даже самый прекрасный принц превращается в дракона, если он попадает в мир, который производит драконов.
Ключ к ответу кроется в названии фильма. Вернее в его принципиальной ошибочности. Фильм называется
«Предатели». Между тем отвратительные герои фильма предателями не являются. Просто потому, что они действовали ровно так, как предполагал дух времени, и дух этот не предавали. Они жулики и обманщики, но никак не предатели, и Путин, как их наследник, также вполне верен, верен духу питерской подворотне и своим друзьям из этой подворотни.
Каков же был этот дух времени? Что собственно стало главным запросом общества? Авторы сами на это косвенно отвечают. Главным запросом, главной идеей и главной ценностью перемен стала идея потребления. Свобода – это свобода потребления. Справедливость – это справедливость потребления.
И борьба всех со всеми за возможность лучше и больше потреблять.
Какой вывод для будущего мы можем сделать?
🔹Во-первых, что у любого общества должны быть не просто базовый этический консенсус, но этот консенсус должен быть результатом диалога, коммуникации в обществе.
🔹Во-вторых, что этот консенсус не должен строиться ни на праве сильного, ни на эгоистичном потреблении, ни на идее выживания или безграничного удовольствия. Мы должны искать другие основания для жизни. Искать их в тех идеях, которые в принципе можно предать, потому что они требуют труда, самоограничений, развития, заботы и человечности. В этой ситуации позиция предателя таких ценностей будет именно позицией предателя, а не того, кто есть плоть от плоти духу времени.
Какие еще выводы я бы хотела сделать для будущего?
🔵Что нельзя отдавать всю свою политическую субъектность элитам. Когда мы говорим: мы вам верим, правьте нами, мы теряем не только контроль. Мы теряем право жаловаться на судьбу. Мы сами, своими руками эту судьбу творим.
🔵Что нельзя строить общество на негативных идеях, идеях отрицания. Как строились 90-е на идее избежания «красной заразы». Если главная цель такая – то, во-первых, все средства хороши, а во-вторых, вы делите общество и исключаете из диалога значительную часть общества и прошлый опыт. Ровно поэтому нельзя строить будущее и на идее мести, что подспудно предлагают нам авторы фильма. Эта идея может нас привести если не в те же, то в другие страшные пещеры, в которых мы будем гоняться за тенями, а не жить в свете обновленных идей.
Фото: я с друзьями в 90-е
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1