Переходим теперь к рассмотрению расселения и численности
отдельных народов Бессарабии.
Руссие
По переписи 1897 г. русских в Бессарабии было 27,9%- Бессарабия принадлежит к числу стран, с древнейших времен занятых славянами. Судя по некоторым указаниям Прокопия Кесарийского, византийского историка средины VI века, славяне уже в конце V в. должны были проходить через Бессарабию. В своем труде De aedificiis Прокопий упоминает о двух крепостях в Добрудже, возобновленных императором Юстинианом в первой половине VI в. и прежде бывших во владении славян (Sclaveni) \ В другом труде того же автора, De bello gothico
(550—554 г.), рассказывается, что по ту сторону Дуная и до Днепра и далее живут два единоплеменных народа, славяне и анты; некогда они назывались общим именем споров. У славяне и антов общий облик, быт, верования; походы они обычно предпринимают вместе. Можно думать, что границей поселений славян и антов служил Прут: к западу жили славяне, к востоку, т. е. в пределах Бессарабии, анты2. Шахматов считает „еловой" предками южных славян, т. е. сербов, болгар и других, а
антов—предками восточных славян, т. е. русских. „Прародиной русского народа была территория антов, занимавших пространство между Прутом и Днепром", говорит Шахматов. Таким образом, Бессарабия видела зарю истории русского народа, еще в то время не успевшего разделиться на три ветви: великорусов, малорусов и белорусов. Подробно рассказывается об антах (и славянах) в труде византийского писателя последней четверти VI в., Маврикия, под названием Ars militaris. Готский историк Иордан, в своем труде De origine actibusque Getarum (о происхождении и подвигах готов, 551 г.), упоминает о словянах и антах на юге нынешней Бессарабии. Некогда оба эти племени составляли один народ, венетов (= споры Прокопия). Грушевский видел в антах малорусов, но Шахматов возражает против этого: анты есть предки всего русского племени, распадение коего произошло после появления антов в южной России. Происхождение имени антов неясно: Шахматов не склонен связывать его с именем вятичей (венедов). Во второй половине VI в. анты подпали под власть аваров (слав, обры), турецкого племени, вытеснившего антов (частью?) из пределов Бессарабии и низовьев Днепра на север, вверх по> Днестру и Днепру, в нынешнюю Волынскую и Киевскую губернии.
Малорусы
Судьбы славянства в Бессарабии за время с VII по IX столетия темны. В Повести временных лет, составленной окола 1112 г., сообщаются точные сведения о расселении восточных славян. Относительно области между Дунаем и Днепром мы читаем здесь: В начальном летописном своде, предшествующем летописи. Нестора (его относят к 1093—1095 г.) и известном лишь в отрывках, говорится, что уличи сначала сидели на нижнем Днепре, а после того перешли в область между Богом (т. е.южным Бугом) и Днестром, где и осели. По мнению Шахматова2, уличи и тиверцы были южною ветвью южно-русского племени. Это предки нынешних малорусов (украинцев). Северная ветвь тех же южно-русов (малорусов)
представлена полянами, древлянами и бужанами. Об уличах и тиверцах известно следующее. Нестор под 885 г. (дата, несомненно, ошибочная) сообщает, что Олег вел с ними войну, в 907 же году (дата тоже сомнительная) тиверцы (но не уличи) участвовали в походе Олега на Царьград вместе с другими русскими племенами, а в 944 г. те же тиверцы ходили на Царьград вместе с Игорем. Это — последнее историческое
указание на занимающие нас племена. Уличи (по некоторым, угличи) имели город Пересеченъ, ныне д. Пересечена (Пересечина), Кобылкской волости, Оргеевского уезда, Бессарабской губ. В 1907 г. в этой деревне числилось 4090 молдаван, 175 евреев и 18 цыган. Окрестные деревни носят частью славянские названия: Каменча, Греблешты, Зубрешты,
О Пересечене в Софийской 1-й летописи под 914 г. рассказывается следующее \ Воевода Игоря Свентелд обложил уличей (углеци) данью, только один Пересеченъ не сдавался. Свентелд осаждал город три года и с трудом взял его. Затем имя Пересечена упоминается в одной из славяно-молдавских грамот 1396 г., на ряду с соседними пунктами: Телешево, Кобылка. Об уличах упоминает Константин Багрянородный в 37-й главе своего сочинения „О народах", написанном в 50-х годах X века. Здесь говорится, что одно из колен печенегов граничит с подвластными руси племенами славян: ультинами, дервленинами (= древляне), лензенинами и другими. Относительно происхождения имени тиверцев можно привести мнение Шахматова (1919 г.): оно может стоять в связи
с греческим названием Днестра Tyras, турецким Турла. Соболевский, основываясь на показании Летописи, что тиверцы были „тълковины", т. е. толмачи, переводчики, склонен считать их заодно из печенежских племен. Шахматов предполагает, что тиверцы это те же уличи, отброшенные к днестровскому бассейну и частью смешавшиеся с печенегами. Как бы то ни было, хорошо осведомленный Нестор перечисляет как уличей, так и тиверцев среди славян. Итак, в IX—XI веках уличи и тиверцы обитали в Бессарабии. Дальнейшая судьба их неизвестна. В половине XII века Бессарабия была отрезана от остальной Руси половцами, или куманами. Вероятно, в городах и лесных местах (Кодры, Хотинская лесная область) русские продолжали жить в Бессарабии и при половцах, а затем и при сменивших их татарах. Следует иметь в виду, что заселение Бессарабии малорусами шло также со стороны Галиции, из Галицкого удельного княжества, которое простирало свою власть на значительную часть Бессарабии и Молдавии. В настоящее время малорусы составляют около 20% всего населения губернии. Перепись 1897 года показывает их число в 19,6% для всей губернии, в 20,3% для сельского населения. По данным Бутовича, в 1907 г. малорусов вне городов было 99 70. Малорусы в Бессарабии живут сплошными массами в двух местах: на севере, в Хотинском уезде, и на юге, в Аккерманском и частью в Измаильском и Бендерском. Происхождение тех и других различно. Южные малорусы — это недавние переселенцы, появившиеся здесь после присоединения Бессарабии
в 1812 году к России. Северные, мы будем их называть хотинскими— это коренное население Бессарабии, — возможно сидящее здесь, в лесной области, с древнейших времен, может быть со времен уличей.
1) Хотинские малорусы это те же самые русины, что населяют прилегающие части бывшей австрийской Буковины, и в литературе они обычно известны под именем русин. Сами себя хотинские малорусы называют руснаками или русъкими. Прежде их нередко именовали райками или райлянами, ибо при турецком владычестве они населяли Хотинскую райю (в Аккерманском уезде есть деревня Райлянка, названная так потому, что она заселена в 1830 г. райлянами из Хотинского уезда). По внешности, хотинские малорусы заметно отличаются от своих собратьев, живущих в соседней Подольской губернии, весьма сильно приближаясь к тем малорусам соседних частей Буковины, которые носят название подолян. По говору, северно-бессарабские „русины" занимают средину между приднестровскими малорусами Подольской губернии и подолянами соседних частей Буковины и Галиции). Сплошными массами малорусы населяют северную часть Хотинского уезда, прилегающую к Днестру. Здесь они занимают 90 селений, в которых язык исключительно малорусский (Чубинский, данные 1869 г.), кроме того, в 22 селениях они живут совместно с молдаванами. По переписи 1897 г., малорусов в Хотинском уезде, считая с городом, 53,2%; в уезде без города 55,3%- По Бутовичу, в 1907 г., в уезде без города было 59,0% малорусов. Во всяком случае, малорусское население здесь является преобладающим. Нужно прибавить, что там, где хотинские малорусы соприкасаются с молдаванами, они подвергаются румынизации. Это отмечают и Несторовский, и Кочубинский, и Бутович. Местная пословица говорит: татул русс, мама русс, нума Иван — молдован, т. е. отец русский, мать русская, а сын их Иван — молдаванин. Даже от типичных малорусов можно здесь услышать такие молдаванские слова как „моша" вместо повивальная бабка, „нанаш" вместо крестный отец, „фин" вместо крестник. Омолдаванивание простирается не только на язык, но и на быт. Бывает и так, что малорусы по языку превращаются в молдаван по быту. В селениях со смешанным населением обычно все малорусы говорят и на молдаванском языке; сплошь и рядом попадаются малорусские семьи, где старшее поколение еще свободно говорить на родном языке, а младшее уже не умеет говорить, а иногда даже и не понимает. Такая активность молдаванского элемента и пассивность славянского тем более удивительна, что молдаванское население по культуре не выше малорусского. Впрочем, в иных смешанных селениях за последние пятьдесят лет господствующим языком вместо молдаванского стал малорусский, таковы, напр., Новоселица, Балкоуцы и др. В приднестровских волостях Хотинского уезда — Грозинской, Клишковской, Рукшинской, Данкоуцкой, Кельменской, Романкоуцкой и Секурянской — население почти сплошь, за весьма малыми исключениями, малорусское, если не считать живущих повсюду евреев. Лишь на юге Секурянской волости обитает молдаванское население. Отдельными поселениями коренное малорусское население встречается и в соседних частях Сорокского и Белецкого уездов. Всего коренных малорусов в северной Бессарабии к 1907 году было около 250 тысяч. Но следует иметь в виду, что перед войной малорусы в довольно большом числе переселялись из за Днестра в северную Бессарабию.
2) Малорусы южной Бессарабии это переселенцы частью из северной Бессарабии, частью из соседних губерний. Меньше всего малорусов в Кишиневском уезде: по переписи 1897 г., 1803 души (не считая города), по Бутовичу в 1907 г. — всего 1060 душ.; они преобладают только в двух селениях этого уезда: в Бозиенах Ганчештской волости (556 душ) и в Селище- Тузоре Пыржолтенской волости (380 душ). Много малорусов поселилось в предместьях Бендер: Борисовке, Протягайловке, Липканах, Гиске, Плавнях — которые сплошь населены малорусами; затем малорусами заняты предместья Аккермана, Килии. По словам Бутовича, некоторые малорусские припрутские селения Белецкого уезда (Скулянской, Унгенской и Корнештской волостей) основались здесь, по преданиям, после похода Тимоша Хмельницкого в XVII столетии. В центре Аккерманского уезда, около села Байрамчи, живут малорусы, потомки главным образом запорожцев. Судьбы этих малорусов замечательны. В 1775 году, после уничтожения Сечи, часть запорожцев, числом около 5000 душ, вместе с походным атаманом Ляхом, ушла по Днепру в Турцию, на Дунай. Здесь они впоследствии вступили в неприязненные отношения с старообрядцами-некрасовцами, которые жили в Дунавце, в дельте,
на Георгиевском рукаве. Во время турецкой войны 1788—91 г. запорожцы выступали на стороне турок против русских; но с началом войны 1806—1812 гг. они начали частями переходить на русскую сторону, в Бессарабию, к генералу Михельсону. Из них в 1807 году было сформирован отряд под названием Устъ- Дунайского войска (в количестве около 500 казаков), но вскоре оно было упразднено. В 1823 г. „усть-дунайские запорожцы" были поселены в с. Акмангит Аккерманского уезда (здесь и сейчас живет свыше 4000 душ малорусов)1; часть их ушла
обратно в Турцию. С 1818 г. запорожцы опять стали переселяться из Турции небольшими партиями в Бессарабию. Во время войны 1828 г. из запорожцев, а также из разного звания „бурлаков", было составлено два полка, названные Дунайским казачьим войском. По окончании войны войско это поселено в Аккерманском уезде, где к 1845 году числилось 8 станиц:
Комментарии 1