Мохлой
Мохлоевы, аул Мохале
1. Мохлоевы – вых. из Восточной Чечни, поселились в ауле Мохале, с.Цори. , проживают в с. Галашки и ст. Орджоникидзевской
2. Антошкиевы – птр. от Мохлоевых, прож. в с.Экажево.
3. Погаевы – птр. от Анпикиевых, прож. в с.Экажево.
4. Бузуртановы – птр. от Мохлоевых, прож. в г.Назрань.
5. Авсожевы – птр. от Антошиевых, прож. в с.Экажево.
6. Дзейтовы – птр. от Мохлоевых, прож. в с.Али-юрт.
7. Дударовы – птр. от Мохлоевых, прож. в г.Назрань.
8. Марзабековы – птр. от Мохлоевых, прож. в с.Экажево.
9. Хутиевы – птр. от Ногаевых, прож. в с.Экажево.
Многочисленный род Мохлой, владевший частью территорий Терлоевгкого, Галгаевского, Цоринского, Мецхальского обществ, а также практически всей Тагаурией. Именно за этим родом сохранили ингуши до сих пор данный древнейший ингушский этноним махли.
Именно этим этнонимом ироны называют ингушей. Интересно, что владения Мохлой простирались не только вверх по Тереку до границ с Грузией, но и далеко вниз по нему, вплоть до нынешнего расположения г. Владикавказа, если точнее, то, по словам информатора, «до нынешнего расположения бывшего ЦУМа»
«Возле ЦУМа лежит огромный валун, по которому издревле определялись северные границы владений нашего рода Дударовых-Мохлой, лежавших по левому берегу реки Терек в Дарьяльском ущелье»
О том, что Дударовы были Мохлой и что владения у них были по Тереку в Дарьяльском ущелье, рассказывают и ингушские предания.
Упомянутый М.-Х. Ошаевым информатор, который «считал себя потомком Махло », является представителем рода Терлой - большого и сильного родового ответвления от ингушского рода Мохлой-Дударовых, который происходит от одного из сыновей Дудара- Элда//Аьлда (инг.: «аьл» - «да» в значении«правитель-отец»). Данный род Терлой и сегодня поддерживает близкородственные отношения с ингушским родом Дударовых-Мохлой. Интересно, что как в Тагаурском обществе, так и в Терле мохлой считались аьлий (правителями, князьями). Об этом рассказывается и в «Чеченском фольклоре» (Грозный,1960. С. 15, 16): «Сын мой, в доме теперь есть хозяйка, пойдем в Терлой к одному князю. Будем строить ему боевую башню»
Рассказывает М. X.Ошаев, что родоначальником рода Т1ерлой является сын Дудара Мохлой - Аьлда (по чеч.: Элда), который, как рассказывает предание, переселился из Ингушетии. Про Аьлда и его сыновей осталось много преданий.Особо рассказывается про легендарного Талата, сына Аьлда, внука Дудара (по другой версии, Талат, как и Аьлда, является сыном Дудара.
Сыновья Аьлда и его потомки основали в районе Терлой-Ахк двенадцать горных поселений (по другим данным - пять), главным из которых был «Эль-пхьа» - «Поселение правителей (князей)» (инг.//чеч.аьлий//элий-пхьа). Постройку его приписывают Талату Дударову-Мохлой, внуку (сыну?) родоначальника Дудара. Представители этого рода до сих пор помнят о внутриродовых родственных отношениях Т1ерлой с родом Дударовых-Мохлой.
Некоторые из них называют себя как «т1ерлой» (более позднее название), так и«мохлой» (древнее название).При описании Т1ерлой-Ахк М. X. Ошаев пишет: «Севернее Эль- Пхьа имеется холм с гладкой вершиной.Место это носит название "Сели-те". Холм "Сели-те", несомненно, связан с культом языческого божества Села, управлявшего громом и молнией. В Горной Ингушетии, по данным П. Семенова, имеется ряд святилищ, посвященных божеству Села. Языческие предки вайнахов обычно помещали свои божества на вершинах гор. Поэтому, очевидно, и место, посвященное богу грома и молнии, названо "Сели-те" (К босу)»
Потомки мохлой сегодня живут по всей Чечне. «Тха да, Зос-Хьажий Эдалби во11аьла веннача хананохчашкахьара автобус стта мохлой тайпана нах баьхкар таьзета. Оаха, з1маг1ачар, "уж малаш-б?", аьнна,хаьттача, "нохчашкахьара вай вежарий-мохлой бa уж", аьнна, аьлар тхога боккхаг1чар. - Когда умер наш отец Дли Эдалбиевич, внук Зос-Хаджи, к нам на автобусе приехали представители рода Мохлой из Чечни. Когда мы, молодые, спросили, кто они и откуда, то старшие нам ответили, что это наши Братья-мохлой из Чечни»
История рода Мохлой, включающего в себя фамилии Дударовых, Бузуртановых, Мохлоевых, Дзейтовых, Антошкиевых, Авсажевых, Нагоевых, Аматхановых и других, всегда привлекала внимание. Представители этого древнего рода оставили в истории Центрального Кавказа столько документальных свидетельств, что их исследование может вылиться в серьезную и значимую для всего ингушского народа научную работу.
Об одном из них, получившем народное признание не только при жизни, но и после смерти, Ба1ишке сыне Бузурта, хочется сказать отдельно. По своей генеалогии Ба1ишк являлся девятым потомком князя Дудара Мохлой, основателя рода Дударовых (Дудар ? Ита – Беклар – Буза – Маркъильг – Къоариньг ? Пхьагильг ? Бакъильг – Бузурт – Ба1ишк) и проживал в замке Мохал, в районе Мохлой-аре, Мохлой лоам.
К сожалению, каждая историческая эпоха диктует свои правила, устанавливает свои рамки, в пределах которых, применительно к науке, можно было размышлять и исследовать. Вероятнее всего, поэтому до сих пор используются в работах данные, например, об отсутствии в ингушской среде сословий, грамотных людей вплоть до середины XIX века, письменности и вообще просвещения. И здесь, как никогда, важными для нас становятся живые свидетельства народной памяти.
С позиций сегодняшнего дня, Ба1ишка сына Бузурта, без преувеличения, назвали бы выдающимся общественным и политическим деятелем, жившим на рубеже XVIII-XIX вв.
Народная память донесла до нас многочисленные свидетельства величия и простоты Ба1ишка; его жизненные деяния насквозь пронизаны духовным содержанием, благородством, справедливостью, ответственностью, скромностью и т.д.
Так, Дударов Юсуп-Хаджи Мурзарбекович (1927 г.р.) рассказывает: «Ба1ишк сын Бузурта владел даром предвидения и исцеления. Он предсказал наступление засухи, на третий год которой народ стал погибать от голода. Вдоль горных троп к замку Мохал выросло много чуртов-стел в поминание умершим от голода. Они до сих пор стоят. Ба1ишк приказал расставить корзины с пищей вдоль горных троп для голодающих». Чувствуя ответственность за своих соплеменников, Ба1ишк, будучи в почтенном возрасте, сам себя обрек на голодание, чтобы быть ближе к страдающим и умилостивить Аллаха.
Дударов Мурат-Хаджи Магометович (1925 г.р.) говорит: «Он поклялся: «О, Дяла! Я клянусь Тобою, есть в день только то, что помещается в мою ладонь до тех пор, пока ты не снимешь свое наказание с нашего народа!». В самое тяжелое время он приказал собирать младенцев из вымерших аулов».
Истинное милосердие и благородство Ба1ишка снискало ему всенародное уважение и почет, которые даже через полвека после его смерти, понимали и принимали великие религиозные деятели Ингушетии и Чечни. Как рассказывает Мурат-Хаджи Дударов: «Шейх Кунта-Хаджи Кишиев сказал о нем: «За то, что он помогал людям при голоде, Аллах дал Ба1ишку сыну Бузурта из рода Мохлой возможность заступиться на том свете за 70 000 грешников, которым суждено было попасть в ад. Об этом рассказывал Бат1ал Гад-Хаджиевич Дударов со слов Арса Мохлой из Чечни через известного мюрида Устаза-Хаджи Амра Атагинского (Беной)».
Предания красноречиво свидетельствуют о том, что Ба1ишку не раз приходилось отражать набеги врагов на Ингушетию. Повествуя о сражении, которое произошло в районе замков Верхний, Средний и Нижний Мохал и Мохал-аре, Дударов Муса Макшарипович рассказал, что народное предание гласит: «Ба1ишк, предвидя, что враг задумал захватить крепость Мохал, приказал женщинам собирать пепел в корзины. Перед началом сражения они быстро выступили с корзинами вперед и стали разбрасывать пепел. В это время ветер направился в сторону наступавшего врага. Это и решило исход сражения в пользу Ба1ишка и его воинов. Люди после этого сражения даже стали говорить, что Ба1ишку подвластен ветер. Ба1ишк был человеком настоящей доблести и милосердия. После боя он лечил всех раненых как своих, так и вражеских. В силу истинной чести и достоинства Мехк Кхел – Совет Страны Ингушетии – назвал Ба1ишка человеком высокой морали и справедливости, настоящим Мехка Къонах – Мужчиной Страны».
Интересное свидетельство мы находим в работе Г. Н. Чурсина, который на основе преданий и топонимических названий говорит об обществе царциат, жители которого «зашивали… пораненые свои черепа медными листами». «Этот древнейший способ у ингушей назывался «тутий хьалъийца керта гам хьакхар» («трепанация черепа с последующим лечением раны на голове»). «Подобное умение врачевать, передававшееся от отца к сыну в несколько поколений, относится и к Ба1ишку, его сыну Бурсагу и внуку Бунхо», - рассказывает Бузуртанов Аллаудин Алиевич.
Преодолевая время, народная молва хранит и бережет память о великих людях. Забота о сохранении исторической памяти – это всегда забота о предках и вклад в укрепление тех невидимых нитей, которые связывают сегодня потомков, объединяя и скрепляя общество. Так и память о Ба1ишке сыне Бузурта 20 октября 2013 года получила свое видимое воплощение: разные фамилии рода Мохлой установили в Мохал-аре стелу (чурт) в его честь с памятной надписью, разбили дубовую аллею, прочитали молитвы.
- Это одно из мероприятий, запланированных и проведенных в юбилейный для рода Мохлой год, – сказал заместитель министра образования и науки республики, заслуженный деятель науки, видный религиозный и общественный деятель А-М.М. Дударов, ? ровно 450 лет назад родился родоначальник Мохлой Дудар, после нашествия Темрюка на Ингушетию и гибели рода Мохлой.
Воспитание будущего поколения на примерах исторических фигур, реальных людей высокой морали, долга и чести не раз отмечалось на различных мероприятиях республиканского и федерального уровня. «Пусть этот памятник будет всегда напоминать нам и последующим поколениям о тех героических и благородных деяниях, которые совершил Ба1ишк», ? отметил присутствовавший в церемонии установки стелы директор Джейрахско-Ассинского музея-заповедника Магомед Харсиев.
- Я горд тем, что имя Ба1ишка сына Бузурта из рода Мохлой не забыто. Наша память неподвластна никаким границам или приказам, она связывает времена в одну нить. Она дана нам как ответственность, как долг перед ушедшими поколениями, - сказал старейшина рода Мохлой Дударов Мурат-Хаджи.
Обращение к прошлому – это внутренняя потребность каждого из нас, одно из условий обретения смысла жизни. В этом видели главную ценность наши предки, и сегодня, хвала Аллаху, видят их потомки.
#ТейпыГарыНекъаШахьар #мохлой
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5