Хлопот полон рот:
Своя детвора
У собачек растёт!
Сыночки и дочки
Такие клубочки,
Что каждую крошку
Уложишь в ладошку.
Но каждый щеночек
Отважен, как барс…
Быть может, мы скоро
Пошлём их на Марс!
(М. Познанская)
Для Белки и Стрелки полёт 19 августа 1960 года был первым и единственным в их «послужном списке». Существует мнение, что четвероногие «космонавты» могли летать ещё на геофизических ракетах, но это исключено. В ряде статей также проскакивают искаженные данные об именах наших героинь. Чаще остальных Белку и Стрелку называют Альбиной и Маркизой, путая их с «ракетными», более крупными особями. Нет, первые разведчики космических трасс, о которых мы так старательно вам рассказывали, относились к «спутниковым» собачкам.
Людмила Александровна Радкевич, доктор биологических наук, профессор, в 1960-е годы научный сотрудник Института авиационной и космической медицины, непосредственный участник подготовки Белки и Стрелки к старту так вспоминала эти дни: «Да, это было 20 августа 1960 года, в день возвращения Белки и Стрелки из полёта. Много было запоминающихся эпизодов в этот день. Мы ехали на «Победе» к зданию ТАСС на Тверском бульваре, 10. Около площади Маяковского остановились на светофоре перед пешеходным переходом. Я сидела с собачками на заднем сиденье, и они торчали в цветных кафтанчиках из открытого окна. И люди их увидели! А так как по радио уже прошло сообщение, то все стали восторженно хлопать! Оказалось, что задолго до начала у входа в здание ТАСС собрались десятки фотокорреспондентов всех мировых СМИ. От больших автобусов кинохроники и телевидения были протянуты кабели к залу, где к нашему приезду уже не было ни одного свободного места. При выходе из машины я с собаками на руках споткнулась и растянулась во весь рост прямо перед телекамерами, но собак из рук не выпустила. Вот такое было волнение. И кто-то остроумный даже поздравил «пилотов» с повторным мягким приземлением…»
Белка и Стрелка после полёта стали зваными гостями на каждой встрече, куда бы их не привозили. А это происходило по два-три раза в неделю. Собачек демонстрировали то в Доме учёных, то в Доме актёра, то их ждали на каком-нибудь заводе и т.д. Из воспоминаний Л.А. Радкевич: «…Однажды мы приехали на Шаболовку. Это было вскоре после полёта. Белка была в зелёной жилетке, а Стрелка в красной. И там мы столкнулись с американским пианистом Ван Клиберном, который за два года до этого выиграл Международный конкурс П.И. Чайковского… Мы услышали его восторженные возгласы, как ему повезло. По-моему, он даже поцеловал одну из собачек. И, конечно, фото на память».
Похожая реакция была и у других людей, кому посчастливилось увидеть наших героинь. Сохранилась фотография с запечатлёнными на ней советскими киноактёрами Вячеславом Тихоновым и Нонной Мордюковой, держащих в руках Белку и Стрелку.
Дальнейшая судьба легендарных собачек сложилась следующим образом. Они долгое время жили в институте. Позднее их отдали в московский зоопарк, где они ещё долго радовали своим появлением ребятишек.
В 1961 году Н.С. Хрущёв пообещал жене президента США Жаклин Кеннеди и их дочери в подарок «космического» щенка. От Белки потомства получить не удалось, а вот Стрелка ощенилась дважды. В день появления первого потомства у Стрелки все сотрудники института сильно волновались и друг за другом врывались в кабинет с вопросом: «Ещё один? А на кого похож? На мать или на Пушка?» (Пушок – это отец «космических» щенят). В результате на свет появились шесть здоровых и весёлых малышей, три «мальчика» и три «девочки».
Одного из щенков первого потомства Стрелки – Пушинку – Н.С. Хрущёв и подарил госпоже Кеннеди. «Я должна была лететь в США с Пушинкой, – вспоминала Людмила Александровна Радкевич, – меня готовили к этой поездке на две недели, но в последний момент в аэропорту не оказалось какого-то документа – и в США со щенком полетел сотрудник МИДа».
«Вот так от полёта к полёту, – писал в своей монографии «На тропах Вселенной» В.И. Яздовский, – от эксперимента к эксперименту накапливались научные данные по обоснованию возможности космического полёта человека и разработке комплекса мероприятий по медико-биологическому обеспечению космических полётов. Научные программы нашей страны по космической биологии и медицине отличались системностью и имели хорошо продуманную последовательность. Приятно сознавать, что наши обширные исследования были плодотворно использованы американскими коллегами-учёными в последующих программах космических полётов ракетных летательных аппаратов».
Продолжение следует…
Маргарита Лебедева, учёный секретарь музея
В статье использованы фотографии из архива Института медико-биологических проблем (ФГБУ ГНЦ РФ – ИМБП РАН), открытых источников, а также материалы книги В.И. Яздовского «На тропах Вселенной». – М.: Слово, 1996 и журнала «Новости космонавтики №10 2010г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев