Ковылкино - город реки и железной дороги (1 часть.
Продолжение во 2-ой и 3-ей частях)
Существуют реки, без которых невозможно представить тот или иной регион или страну. Реки, определяющие идентичность и становящиеся символами. Так, у России - Волга, у Германии - Рейн, у Польши - Висла, в Красноярском крае - Енисей, в Пермском - Кама. Для Мордовии такой рекой является Мокша. Недаром она носит название одного из мордовских субэтносов.
Из трёх городов, расположенных на Мокше, Ковылкино имеет к ней меньше всего отношения - с ростом города центр переместился к железной дороге, и река теперь протекает по дальней окраине. Но именно Мокша, как старая артерия, и историческое направление Транссиба, как новая, определяют жизнь третьего по величине города Мордовии.
Ковылкино обязано своим существованием железной дороге, как и многие города в нашей стране. Все крупные автотрассы региона обходят его стороной, да и сквозной проезд со стороны Москвы в сторону Саранска стал здесь возможен относительно недавно. Именно поэтому в Ковылкино существует особый, неповторимый привкус железнодорожного города, со своими характерными звуками, образами и даже запахами.
Поэтому и начнём мы с сердца города - с маленького, но ухоженного и уютного вокзала. Он приведён в порядок и окрашен в салатовый цвет, как и вся ветка от Казанского вокзала. Даже ответвления типа Озёр не выделяются из этого магистрально-корпоративного образа.
Населённый пункт на этом месте существовал достаточно давно. В 1237-м это была мордовская деревня, которая называлась "Лашма" (в переводе с мордовского - "Лощина"), по имени речки, протекающей через город и впадающей в Мокшу на окраине. Деревня успела побывать в составе "Золотой орды" времён монголо-татарского нашествия. Нынешнее своё название город получил в 1937-м году в честь комиссара железных дорог Степана Терентьевича Ковылкина. Вот, собственно, виновник торжества скромно стоит на привокзальной площади:
После золотоординского этапа место некоторое время было в запустении. В конце XVI-го века здесь проживали служилые татары. После того, как они покинули Лашму, земля была отдана татарскому князю Кашаеву, принявшему православие. При нём здесь поселились русские люди и была построена Воскресенская церковь. По этому случаю деревня Лашма стала селом Воскресенская Лашма. Рядом с вокзалом - какое-то старое и явно железнодорожное здание, появившееся здесь, вероятно, в эпоху активного развития Ковылкино как ж/д узла:
В начале XIX века Воскресенская Лашма отошла русским помещикам Араповым. При них село получило небывалое ранее развитие. Были построены первые промышленные предприятия города - мельница, спиртзавод, сыроваренный завод. В том числе, при них именно через будущее Ковылкино, а не южнее, как планировалось, прошла железная дорога "Рязань - Казань". После этого село стало стремительно расти. Станцию изначально назвали "Арапово", в честь рода домовитых помещиков. Похожая история была и в Шебекино Белгородской области, где вокзал назвали в честь рода Ребиндеров
В Ковылкино нет единой главной улицы. Несколько улиц можно назвать равноправно значимыми, но не более. Одна из них - Советская - отходит от вокзала в глубь города перпендикулярно железной дороге. Она не очень выразительна, но на ней расположены многие важные для города объекты. Этот домик 1961-го года в самом начале Советской, наверное, самый красивый нерелигиозный и нежелезнодорожный дом города.
Араповы были люди видные. Генерал-лейтенант И.А. Арапов был членом Совета министра земледелия, в 1888-м был назначен членом комиссии по борьбе с сельскохозяйственным кризисом. А ещё он был женат на дочери вдовы Пушкина от второго брака. В селе у Араповых бывали дети Пушкина, Мария и Александр. Ещё одно старое здание, но уже менее интересное:
Связь с главной мордовской рекой здесь представлена в виде названий. Гостиница Мокша 70-х годов на ул. Советская. Говорят, неплохая:
Километрах в 5 от города есть ещё санаторий с тем же названием, но уже непосредственно на берегу реки Мокши. Природа там потрясающая, санаторий тоже неплохой, хотя в соседних регионах центральной России есть и лучше. В первую очередь подводит мрачноватый персонал. Крупный торговый центр на Советской улице:
В 1928-м году посёлок Ковылкино стал центром одноимённого района, а в 1960-м - городом. В 70-80-е годы город активно рос и развивался. Собственно, то, что мы видим сегодня в центре города, появилось примерно в это время. Обратите внимание на цвет кирпича этого новодельного торгового центра - в Ковылкино большинство новых кирпичных зданий, как коммерческих, так и жилых, имеют такой оттенок. Видимо, у кого-то здесь кирпичный заводик.
Но ничто не переплюнет Йошкар-Олу, где из кирпича какого-то местного производителя выстроили не просто пол-города, но и целые кварталы, подражающие европейским городам. Про Йошкар-Олу - в скором времени. Вот очень даже симпатичный новострой в Ковылкино, из того же кирпича:
Показалось, что в Ковылкино пьют несколько больше, чем в других провинциальных городах, где мы были. Шатающиеся персоны встречались посреди бела дня, а в одном из двух круглосуточных ковылкинских магазинов в 5 утра и -30 по Цельсию аншлаг, попахивающий перегаром... Автовокзал, недалеко от железнодорожного:
В Ковылкино очень странно организована центральная площадь. Если идти от вокзала по Советской улице, она находится фактически во дворах, и к ней не ведёт ни одной улицы, кроме дворовых проездов. Со стороны улицы 50-летия Октября, где уже начинаются промышленные окраины, на центральную площадь ведёт пешеходная Большевистская улица. Мы по ней и пойдём. В начале маршрута, на углу Большевистской и 50-летия Октября, в 2008-м году была установлена часовня в память погибших в Афганистане и Чечне:
В отличие от Инсара и другой мордовской провинции, Ковылкино не выглядит сильно бедным. Народ закупается в SPAR'е совсем не провинциальной кулинарией, в городе бойко идёт торговля, неплохо представлена сфера обслуживания. Пешеходная улица проходит мимо дворца торжеств (он же - ЗАГС), реконструированного в 2010-го году:
В Ковылкино даже есть филиал МГУ. Хоть это всего лишь Мордовский Государственный университет, там вполне можно получить высшее образование - большой плюс для небольшого городка. Элементы новогодних декораций на пешеходной улице:
Из вышеупомянутого кремового кирпича здесь строят и частные дома, довольно небедные на вид. Это на той же пешеходной улице, на подходе к центральной площади.
Общей атмосферой Ковылкино напоминает Рыбное Рязанской области. Те же пятиэтажки из силикатного кирпича, такая же скучноватая пешеходная улица, такой же большой ж/д узел на той же самой магистрали, тот же салатовый цвет привокзальных построек. В деталях же Рыбное - маленький город-спутник Рязани, и вся инфраструктура для горожан находится в первую очередь в областном центре. В Ковылкино же в окрестностях ничего больше нет, поэтому город живёт самостоятельной жизнью. К новому году забор на пешеходке украсили символами года вплоть до 2025-го. Для желающих спланировать знак будущих детей:
История С.Т. Ковылкина, именем которого назван город, по-своему интересна. Будучи рождён в Саратове, там же он занимался революционной деятельностью и там же за это сидел в тюрьме. После освобождения в 1905-м начал "карьеру" в железнодорожной сфере. Побывал в ссылке в Иркутской области, продолжая работать на железной дороге. После революции вернулся в Саратов и занимал многие руководящие посты на железной дороге, в том числе - по борьбе с бандитизмом. В разное время являлся начальником разных железных дорог. Под его руководством успешно выполнялись плановые показатели, за что он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Администрация города Ковылкино:
К вашему сведению, свое нынешнее название Ковылкино получил в 1919 году, а не в 1937 году. В 1928 г. уже был образован Ковылкинский район. 31 июля 1937 г.С.Т.Ковылкин был арестован и 11 февраля 1938 г. приговорен к высшей мере наказания (расстрелян).
Комментарии 2