Учим ребенка определять время
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ
Как известно, дети дошкольного возраста, в силу
особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом
оперируют абстактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его
нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.
Как же научить дошкольника определять время? И
возможно ли это?
Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое
время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень
сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей
восприятие времени очень субъективно, впрочем и взрослым известен этот момент —
когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же,
игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может
казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже
несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или
занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими
часами.
С чего же начать обучение ребенка определению времени?
Последовательность событий
Совсем не обязательно и даже не нужно при объяснять ребенку где на часах какая
стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени
следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности
событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит
что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и
идти в детский сад, за утром следует день. Так малыша формируется первичное
представление о времени, как о некой последовательности событий. Для
закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую
последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки,
потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала
Серого волка... Игры - Все о времени, Время суток.
Знакомим с прошлым, настоящим и будущим
Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени – понятия прошлого, настоящего
и будущего.
Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их
беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это
настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее.. Спросите ребенка,
что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите
ребенку каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа,
мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с
ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что
это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое. Игры - Короткие
истории, Временная последовательность (пазл), До и после (пазл)
Определяем времена года
Важно не только рассказать ребенку сколько в году сезонов и месяцев, но
объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью,
зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты.
Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д.
Игры - Времена года (обучающие пазлы), Круглый год.
И, наконец, учим ребенка определять время по часам.
мои первые часы
Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события
и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена
времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого
подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими
большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки
короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит
путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой
стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с
обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому
событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке
изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для
начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же
время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа»,
«после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.
Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной
— на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в
определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной
стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во
сколько ложится спать и т. д.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев