Николай ПИСАРЕВ: «Скучаю по эмоциям от игры. Ни скорость, ни парашют, ни даже секс не заменят тех эмоций»
Экс-нападающий «Торпедо», «Спартака» и сборной России, тренировавший молодежную сборную России и ряд клубов низших дивизионов, рассказал о зарубах в «Торпедо», аккуратисте Буряке, бескорыстном Черенкове, уникальных болельщиках «Санкт-Паули» и самых нераскрывшихся российских талантах.
О САМОМ ЦЕПКОМ ОППОНЕНТЕ. Раньше была в моде персональная опека. Вцепится в тебя защитник – и 90 минут ходит за тобой по пятам. То незаметно от судьи за майку придержит, то сзади отоварит по ногам. От Гены Морозова, Бори Позднякова в каждом матче доставалось. Оба цепкие, кусачие, неуступчивые. Но всех переплюнул динамовец Новиков. Так под меня подкатился, что на спине отпечатки от железных шипов держались месяц. Шесть кровавых точек, которые потом превратились в синяки.
А в «Торпедо» вы даже не представляете, какие зарубы случались на тренировках! Нынешней молодежи не снилось. Пригода, Ковач, Шавейко, Круглов, Полукаров никому спуску не давали. Да и юный Бодак выжигал уже так, что мама не горюй. А любимое упражнение Валентина Козьмича – игра один в один. Я обладал неплохой скоростью, легко мог прокинуть мяч мимо защитника и убежать. Что тому оставалось? В подкате прыгать. Тогда в «Торпедо» многие усы носили. Так вот, если на тренировке кого-то из ветеранов начинали возить, у них сразу усищи дыбом, и включалась коса. Только успевай уворачиваться.
О ПАРТНЕРЕ БУРЯКЕ. Он перешел из киевского «Динамо» в 1985-м, когда рассорился с Лобановским. Мы и в «дубле» пересекались, там Леонид Иосифович форму набирал. И на сборе в Адлере сидели за одним столом.
Всегда был с ним на «вы» – он же на 15 лет старше. Мне, как самому молодому, поручили его новые бутсы разнашивать. Через пару тренировок подхожу: «Леонид Иосифович, не сильно бутсишки-то «разбил»? Или еще надо?» – «Спасибо, Николай, достаточно». Буряк – режимщик, интеллигент, аккуратист. В те времена футболисты стирали форму своими руками, но даже в Адлере, где было по две тренировки в день, он каждое утро появлялся на поле во всем чистом и выглаженном.
Буряка очень уважали. Хотя в нашем рабоче-крестьянском коллективе он, конечно, выглядел белой вороной.
О ТОРПЕДОВСКИХ БАЙКАХ. У Васи Жупикова был нервный тик. Веко дергалось, казалось – подмигивает. Когда за границу летели, проходил мимо таможенника, моргнул. Тот кивнул: «Понял!» И всех, кто за Васей шел, повязали. Раздели до трусов. Или в Антверпене случай. Володя Галайба привез на продажу черную икру. На обеде в гостинице подозвал официанта, протянул банку, начал объяснять на пальцах. Официант кивнул: «Уан момент». Схватил икру, убежал. Через пару минут с торжеством вынес поднос. Банка открыта, каждому в тарелочку стал накладывать. Видели бы вы лицо Галайбы...
О ЧЕРЕНКОВЕ. С Федором были великолепные отношения, полгода в Тарасовке прожили в одном номере. Иногда часами болтали, не только о футболе. С детской непосредственностью он спрашивал: «Расскажи, как сейчас молодежь живет? Как свободное время проводите? На танцы ходите? А на каких машинах ездите?»
У самого Черенкова автомобиль если и был, то недолго. Он машины постоянно раздаривал. Федор – добрый, наивный, бескорыстный. В игре – царь и Бог, а за пределами поля – совершенно неприспособленный к жизни человек.
Помимо уникальной техники и понимания игры Черенкова отличала феноменальная гибкость. От природы. Он мог выйти на поле не размявшись и без особых усилий остановить мяч ногой на уровне уха. Если кто-то, не разогрев мышцы, рискнет повторить – сядет на больничный.
О ЗАРПЛАТЕ В «МЕРИДЕ». Контракт был хороший – 300 тысяч долларов в год. Из них треть получил наличными. Интересная история. С руководством «Мериды» была договоренность: если со мной полностью рассчитаются, перехожу на правах аренды в «Санкт-Паули». И вот сразу после матча на стадионе сняли кассу. Что-то добавили и выдали мешок мятых, засаленных песет. Мелкими купюрами. Так в банке две ячейки пришлось арендовать – и то эти песеты еле-еле запихнул.
О «САНКТ-ПАУЛИ». Это что-то невероятное. Второго такого клуба нет. Офис находится на самой злачной улице Гамбурга – Рипербане. Там же фан-шоп. Заходишь – пиратские шарфы висят, фотографии игроков «Санкт-Паули» разных лет. Кто-то из них в форме Люфтваффе. А соседняя дверь – уже бордель, девушки в витринах сидят.
А фанаты какие? Таких нигде не встречал! Перед игрой мы должны были пройти через бар, набитый болельщиками. Пять сотен бухих немцев в кожаных куртках с черепами выстраивались в шеренгу и напутствовали, размахивая бокалами. Хлопали по спине, по башке, орали в ухо: «Давай, русский, порви за «Санкт-Паули»! Мы в тебя верим!» Перегар жуткий, духота, шум-гам... После матча – тот же путь. Черного хода нет, на машине не улизнешь. Если кто-то в игре недорабатывал, мог от фанатов и пинка получить.
Получал ли я?Нет. Да меня однажды пьяная немка даже расцеловала! «Санкт-Паули» редко выигрывал, но на поле умирали все. Стелились в подкатах, с задницы не вставали. Немцы это ценят. Если видят, что бьешься, выкладываешься до конца, простят любое поражение.
О НОСТАЛЬГИИ. Скучаю по эмоциям от игры. Забитый гол, важная победа, матч на переполненном стадионе – это невероятное состояние полета. Адреналин, который нельзя ни с чем сравнить.Больше такого никогда не испытывал. Кто-то пытается пробудить в себе этот драйв, разогнавшись на машине до 200 километров в час. Прыгнув с тарзанки. Или с парашютом. Но меня не цепляет. Не то! Ни скорость, ни парашют, ни даже секс не заменят тех эмоций.
О САМЫХ НЕРАСКРЫВШИХСЯ ТАЛАНТАХ. За три созыва – наверное, Сашка Козлов. В 17 лет считался суперталант, все клубы его хотели. А в юношеской сборной на Козлова буквально молились. Я на «Гранаткина» его увидел – обыгрывал по пять человек! Почему не стал звездой? Травма колена помешала. А Денису Давыдову – характер. Ему тоже много дифирамбов пели.
Панюков – особенный футболист. Когда в нормальной физической форме – прекрасный игрок! Но если ноги вяловатые – все заканчивается. Превращается в заурядного. Что было особенно хорошо заметно, когда приезжал в сборную.
Кокорин был в «группе риска», так скажу. То опоздает, то проспит. Но талант перевесил неорганизованность. Когда прошел танцевальный период.
ПОДРОБНЕЕ: https://www.sport-express.ru/fridays/reviews/nikolay-pisarev-v-rubrike-razgovor-po-pyatnicam-na-spor-na-mashine-obognal-samolet-1632317/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев