В конце 2024 года будут подводить итоги пятилетнего национального проекта «Экология». Одной из важнейших составляющих проекта стала «мусорная реформа» — новый порядок обращения с бытовыми отходами. Однако еще два года назад стало понятно, что достигнуть целевых показателей не удается даже близко.
***Как было***
В СССР существовала отлаженная система работы с отходами. Стекло, металл и бумагу старались собирать отдельно и перерабатывать для повторного использования. Объем остававшихся отходов был невелик и достаточно было свозить их на полигоны для захоронения.
После развала Союза система еще работала некоторое время. Однако переход на рыночную экономику все изменил — вторичная переработка почти исчезла, а количество мусора кратно увеличилось, поскольку производители стали уделять больше внимания внешнему виду упаковки, не заботясь о том, что с ней будет после употребления продукта.
Уже к 2010 году стало ясно, что существующие мусорные полигоны «трещат по швам», а нелегальные свалки растут и множатся. Все предлагаемые решения сводились к тому, что надо сделать просто больше контейнеров, мусоровозов и полигонов. Стало понятно, что это не выход.
***Хотели «как лучше»***
К 2017 году была готова концепция «мусорной реформы». Основной идеей стала передача работы с отходами в частные руки — ранее этим занимались МУПы и ГУПы, унаследовавшие советскую инфраструктуру.
Как задумывало государство, именно передача в частные руки решит сразу две проблемы — снимет с муниципалитетов заботу о мусоре и поможет решить эту проблему качественно. Как надеялись чиновники, предприниматели будут строить заводы по переработке мусора, создавать новую инфраструктуру для вывоза и раздельного сбора. Со своей стороны государство обещало помогать — ставить целевые показатели, давать льготные кредиты, выделять землю для строительства, сгладить бюрократические барьеры.
А самое главное — государство обещало централизованно обязать всех граждан платить по новым тарифам за вывоз мусора, который с началом реформы выделялся в отдельную квитанцию и возрастал сразу в несколько раз.
Подразумевалось, что именно повышение тарифов позволит создать новую систему обращения с отходами — нанять специалистов, обновить парк машин, создать площадки для раздельного сбора, построить заводы по сортировке и переработке, рекультивировать старые свалки.
***Получилось «как всегда»***
Единственное, что однозначно получилось в ходе «мусорной реформы» — повысить тарифы. Право определять тарифы и нормативы отдали региональным властям. Но тут сразу и начались проблемы.
Как правило, в каждом регионе появилось от 1 до 3 операторов по обращению с ТКО (сейчас в России их зарегистрировано 182). Как отмечали в комитете Госдумы по строительству и ЖКХ, многие регоператоры оказались монополистами, а их руководство — аффилированным с региональными властями. С 2021 года во многих регионах суды признавали тарифы завышенными, однако это почти не привело к их снижению.
На местах россияне сталкиваются с многочисленными проблемами при работе с операторами: невозможность оспорить завышенные или излишние начисления, вернуть переплату или провести сверку — действительно ли вывезено столько мусора, за сколько уплачено.
При этом многие операторы жалуются, что работают в убыток или «в ноль», однако никакой прозрачности нет — они не публикуют отчеты и не рассказывают, сколько денег на самом деле уходит на работу.
Вторая проблема: обещанная инфрастуктура по сортировке и переработке так и не появилась. По плану, к 2030 году в России должны будут сортировать 100% всех отходов, при этом количество отходов, не подлежащих повторному использованию и вывозимому на полигоны должно сократиться в два раза.
На 2024 год только 10 регионов укладываются в план по сортировке мусора, при этом даже в Москве не во всех районах внедрен раздельный сбор. А в Сибирском федеральном округе, к примеру, только 2% отходов идут на повторное использование.
К 2030 году планировалось построить почти тысячу новых предприятий по обращению с ТКО, из них за 5 лет построили лишь 250. Только 34 из них предназначены для сортировки, и 65 — для вторичной переработки. Остальные — это просто новые полигоны, склады и станции перегрузки.
Также планировалось построить 5 новых заводов по сжиганию мусора. Причем предполагалось закупить самое современное оборудование иностранное оборудование. Ни одного завода так и не построили.
В итоге выходит, что повышенный тариф просто оседает на счетах регоператоров и в карманах их владельцев, при этом в создании новой инфраструктуры они совершенно не заинтересованы. Гораздо легче и дальше сваливать мусор свалки.
Платить мы стали сильно больше, а в итоге продолжают множиться полигоны: у старых все продлевают срок эксплуатации, хотя уже давно должна была начаться рекультивация; новые строят в ускоренном порядке и с многочисленными нарушениями; выдают разрешения на создание «мест временного захоронения отходов» — фактически новых свалок, созданных в упрощенном порядке и без полного пакета документов.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2