БЕЗОПАСНОСТЬ – ВЕРХОВНЫЙ БОГ ТРЕНИРОВКИ.
И ТЕМ БОЛЕЕ – СБОРА
Фигурное катание – довольно травматичный вид спорта. Каким бы гениальным ни был тренер, как бы вдумчиво ни относился к тренировке спортсмен, гарантировать от травмы невозможно. Но ровно это должно привести любого тренера к мысли о том, что первое, о чём он должен думать, – безопасность спортсмена. А уже потом – спортивный результат. Если речь о сборах – логика эта только усиливается.
Травмы и перегрузки – бич любого вида спорта. И если по травмам всё вроде ясно, то перегрузки, вообще уровень нагрузки для большинства известных нам тренеров – вещь очень трудноосязаемая. Для фигурного катания перегрузки как таковые нехарактерны – нет в ФК таких тяжёлых нагрузок, которые с трудом выдерживало бы сердце. Но вкатывание после перерыва или сборы – это интенсив, как организм ребёнка отреагирует на них – всегда вопрос. И оставлять этот вопрос висящим в воздухе – преступление.
Задавшись однажды целью свести риск перегрузки к «0», мы немало времени провели в поисках методик, которые позволяли бы ухватить бога за бороду – зафиксировать момент, когда наступает глубокое утомление (дающее максимальный тренировочный эффект), вовремя заметить риск в отношении любого ребёнка. Не сказать, чтобы нагрузки на наших сборах (нагрузки чисто физические, выматывающие организм) были чрезвычайно велики – мы всё-таки не лыжники, а фигуристы, но и лёгкой прогулкой их не назовёшь, поэтому без инструментов мы не работаем никогда. Каких?
Мы не очень доверяем результатам диспансеризации. Иногда спортсмены и родители закрывают глаза на рекомендации врачей и скрывают проблемы от тренера. Необъясимо – но факт. Потому первое, что мы делаем на сборе, - проводим серию тестов на работоспособность. К концу первого дня у нас на руках – полная картина: ЭКГ в покое и во время интенсивной нагрузки, динамика изменения величин АД, ЧСС и МОК. Если на ЭКГ мы замечаем хоть какое-то отклонение от стандартного рисунка – начинаем микрорасследование: что это значит? Важно понять: является ли это нашим открытием или кардиолог уже давно в курсе странного рисунка, провёл исследование и пришёл к выводу, что рисунок такой – индивидуальная вариация «здоровой» кардиограммы. В случае, если врач подтверждает, что всё ОК – вопрос снимаем. Если врач удивляется вместе с нами – снимаем ребёнка с объёмных тренировок по ОФП и направляем на глубокое исследование сердечно-сосудистой деятельности. Такое случается нечасто, но случается. На последних сборах в г. Гомеле мы, просмотрев все ЭКГ, снятые после 20-минутного кросса, запрашивали истории болезни по двум девушкам. В обоих случаях получили положительное заключение (ЭКГ одной из них – на фото). Не было бы такого заключения – девушки двигались бы по облегчённой программе.
Нам как тренерам важно детальное понимание того, как реагирует организм каждого из спортсменов на нагрузку. Насколько он тренирован. Как долго он в состоянии поддерживать высокую работоспособность. И мы трудно представляем себе, как можно работать без инструментария. Мы часто бываем удивлены реакцией даже медработников, привлечённых для тестов. (Когда мы едем на сбор, мы, конечно, не везём весь арсенал и весь персонал с собой: портативный комплекс ЭКГ и медсестра с тонометром всегда найдутся на месте.) Так вот, зачастую местная медсестра по нашей просьбе измеряет давление спортсмена сразу долгой интенсивной работы, на пульсе почти 200, и растерянно говорит: «Что-то прибор сломался… Получается давление 210/0 – пульс в фонендоскопе не пропадает даже когда манжету снимаю…» Что ж, приходится прямо на месте открывать с телефона статью о феномене бесконечного тона, чтобы медработник перестала пенять на неисправность тонометра и вспомнила, что что-то такое она где-то слышала.
К сожалению, часто тренеры не имеют даже приблизительного представления о действительном состоянии функциональных систем организма спортсмена. Даже приблизительного! Нам случалось наблюдать детей, пребывающих в состоянии хронического переутомления (это наглядно демонстрирует рисунок ЭКГ ещё в покое, до какой бы то ни было нагрузки). Тренер поверить не могла, говорит: они же в диспансере весной были! Вот и отвечаешь ей: были в диспансере, а потом прошёл месяц, после вы провели «сухие» сборы в лагере и двоих загнали в жёсткое переутомление; и когда вы собирались об этом узнать? только во время осенней диспансеризации? а дети всё это время будут продолжать насиловать сердце, выполняя ваши задания?
Перегрузка встречается, но встречается, к счастью, нечасто. Куда более частая картина – недобор нагрузки. Что, хоть и не делает большого вреда, но сильно тормозит темп, на который способен спортсмен. Случаются дети практически неутомимые (бегут и 20, и 30, и 40 минут, и час по пересечённой местности, на ЭКГ – никаких изменений, только пульс чуть попроворнее стал). Надо ли говорить, что к разным детям и подход в части объёма нагрузок должен быть принципиально разный?
Ну что, устали читать? Целый тест про сборы и ни слова про фигурное катание, сплошные АД, ЭКГ и МОКи? Мы отдаём себе отчёт в том, что это – довольно скучный текст. Но очень и очень важный. Мы хотели бы, чтобы, прочитав его, подумав, каждый тренер планеты не на словах, а на уровне глубинных ощущений внутренне согласился с нами: в спорте, да и везде, где имеешь дело с организмом, тем более с детским, работать без инструментов контроля – нельзя.
На фото – рисунки ЭКГ, снятые нами в Китае. Не пугая вас терминами – скажем просто: на первом – бросающееся в глаза даже неспециалисту нарушение сердечного ритма, на втором – явно нестантартная форма «зубцов», некоторых из них на рисунке нет совсем. Вопрос тренерам: ну и как, допускать таких детей до кросса или нет? А теперь представьте, что это – ваши спортсмены, но вы не видели этих ЭКГ и запустили их на круг. Страшно? Вот и нам – страшно. Поэтому – ещё раз:
НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ БЕЗ ИНСТРУМЕНТОВ. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2040699259496355&id=1896222500610699
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев