Вспоминаем один из самых тяжелых кризисов 90-х и обсуждаем, можем ли повторить. Четверть века назад, 17 августа 1998 года, в России наступил «черный понедельник». Впервые в мировой истории государство объявило дефолт по внутреннему долгу. Вскоре последовали обвал рубля, галопирующая инфляция, отказ банков в выдаче вкладов и задержка зарплат. Дефолт 25-летней давности стал кульминацией постоянного экономического спада 90-х, он считается самым тяжелым кризисом современной России. Вспоминаем, как это пережили обычные люди, и обсуждаем с экспертами, насколько реально сегодня повторение дефолта.
Что такое дефолт
В этот день 25 лет назад Россия объявила технический дефолт по ГКО — государственным краткосрочным облигациям РФ. Это ценные бумаги, благодаря которым государство занимало деньги у инвесторов и пополняло бюджет. Их выпускал Минфин, обслуживал ЦБ, а слово «государственные» в названии для всех означало высшую степень надежности. Поэтому когда власти объявили о приостановке торгов на рынке ГКО, моратории на выплату долгов иностранным кредиторам и переходе к плавающему курсу рубля, в стране разразился мощнейший кризис.
Началась девальвация рубля, банковскую систему парализовало. К концу года национальная валюта обесценилась раза в три, резко выросли цены на всё, уровень жизни населения покатился вниз.
«Очередь в банк как будто застыла»
Все, кто в то время был в сознательном возрасте, до сих пор вздрагивают, слыша про август 1998-го.
— Я только вернулся из отпуска и собирался снять со счета в банке «Российский кредит» круглую сумму для оплаты за обучение в Финансовой академии при правительстве РФ. Работал тогда я на Пушкинской площади, — вспоминает экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Крупное отделение банка, в котором был счет, как раз находилось там. Картина еще 16 августа (понедельник, за день до дефолта) выглядела тревожной. На Тверской и Пушкинской площади была масса народу, люди стояли в очередях в различные банки и пункты обмена валют, чтобы спасти свои деньги от приближающейся беды — обменять на доллары или вывести по максимуму из банков и сохранить хотя накопления в рублях. Моя очередь в банк не двигалась, она как будто застыла и напоминала советское прошлое, когда покупатели пытались купить дефицитный товар в магазинах. Такие скорбные лица у людей в центре Москвы я видел только в трансляциях ТВ-похорон генсеков КПСС. Происходящее снимали ТВ-каналы из США, такую картинку с униженными и растерянными россиянами они вряд ли могли пропустить.
На седьмом году рыночной экономики независимой России граждане испытали первый резонансный стресс, который унизил их достоинство и растоптал репутацию молодой рыночной России, растерявшей экономический потенциал и политическое влияние во многих республиках бывшего СССР, отметил наш собеседник.
— Мои деньги в результате сгорели, а на обучение в вузе мне собирали по крохам соседи по подъезду — выдающиеся ученые и педагоги. Свои сбережения отдали и два ветерана Великой Отечественной войны, знавшие меня с детства. Повезло, что руководство вуза сделало мне большую скидку. Сказали, что академия при правительстве страны и виновно в кризисе именно оно, — добавил Андрей Лобода.
Сообщает сайт ngs ngs.ru/text/economics/2023/08/17/72605825/ Запись импортирована из сообщества "Свободный Миасс" в Вконтакте ( vk.com/freemiass ), у записи есть автор и источник.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2