— Во-первых, нам было важно, чтобы у подростков возник стимул заняться историей, начать думать про советское прошлое, — объясняет Ирина Щербакова. — Нам казалось, что это прошлое в глазах их родителей, бабушек и дедушек становится все более позитивным, что усиливается ностальгия. И важно, чтобы в процессе исследования школьники обращались к реальным фактам, историям и освобождались от мифов. Все-таки в конце 1990-х казалось, что какой-то путь уже пройден, школьная программа изменилась. Хотя какие-то причинно-следственные связи были им непонятны, потому что в учебниках о них недостаточно говорилось, но у школьников сложилась в голове общая схема, что в 1917 году произошла катастрофа, потом были очень тяжелые времена, был голод, потому что была коллективизация, затем массовые репрессии… Тогда еще не была разрушена связка между историей и литературой, и это тоже очень помогало. Едва ли не каждая работа начиналась или называлась ахматовской цитатой «Хотелось бы всех поименно назвать», строчками из Мандельштама «Мне на плечи бросается век-волкодав» и т.д. Они начали осознавать, какая катастрофа произошла с Россией после 1917 года. Я помню, как одна девочка начала свою работу фразой: «Так Россия потеряла в 1917 году все свое величие, весь свой шарм».
Содержание школьных сочинений менялось вместе с тем, как менялась страна, усиливалась патриотическая риторика и происходило деление на «своих» и «чужих». Кроме того, из школьной программы убрали экзамен по истории, сократили число часов по истории и литературе в школе.
«Эффективный менеджер»
— Когда мы начинали конкурс, мы имели дело с учителями, многие из которых принадлежали к поколению постшестидесятников, — вспоминает Ирина Щербакова. — Эти люди впервые получили возможность говорить открыто ученикам, что они думали, и их соответственно учить. А за последние годы почти все они исчезли из школ. Постепенно школа стала подвергаться большему контролю, началось навязывание так называемого патриотического воспитания, пошла ползучая реабилитация сталинской системы и Сталина. И наши школьники эти перемены чутко улавливали. Например, знаменитая фраза, что «Сталин — эффективный менеджер», была произнесена девочкой в 2005 году, которая написала нам работу на школьный конкурс, и очень хорошую. Она была наполовину литовка, наполовину украинка и рассказывала историю своих родных, которых после войны выслали в Сибирь. После церемонии вручения наград победителям конкурса мы пригласили школьников на круглый стол в клубе ОГИ. Там был Григорий Явлинский, журналисты. Мы устроили дискуссию о цене победы, и эта девочка сказала что-то в том духе, что «надо гордиться тем, что было сделано советской властью». И тогда я ее спросила: «А как ты относишься к Сталину?» Она думала, думала и сказала: «Мне кажется, что все- таки Сталин был эффективный менеджер». Это произвело на всех очень сильное впечатление. Эта тенденция постепенно усиливалась, и многие работы буквально начинались со слов: «У нас была великая Россия, мы все любим нашу Родину, гордимся ею». А дальше часто следовал страшный рассказ о судьбе своей семьи в 1920–30-е годы прошлого века, что сил читать просто не было: как раскулачивали, высылали, расстреливали. И при этом гордость за великую Россию. Такой вот когнитивный диссонанс.
Впрочем, в последние годы, несмотря на общий патриотический психоз в стране, в школьных работах подобного исторического накала не чувствуется.
Актуальное исследование
Вот отрывок из сочинения лауреата конкурса этого года Анны Аксютичевой из Кирова Калужской области. Текст называется «Дело о контрреволюционной группе». Школьница провела историческое исследование: изучила документы уголовного дела, общалась с родственниками репрессированных, задавала вопросы и получила на них ответы:
«Россия — уникальная страна, которая имеет многовековую историю. Но наряду с величайшими событиями мирового значения в нашей истории отмечены годы страха и позора. Для нас, прежде всего, они связаны с именем Сталина. За страшным словом ''репрессии'' миллионы загубленных жизней и потоки слез близких. Калужская область не стала исключением. В период с 1917 по 1953 годы на территории ныне существующей Калужской области было подвергнуто репрессиям около сорока тысяч человек. После смерти Сталина по всей стране начали звучать имена безвинно пострадавших людей, а многие ждут своего часа по сей день. Реабилитация безвинно пострадавших должна быть продолжена, а память о них увековечена. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Комментарии 64
Неизвестный солдат. 1974 г. (коллаж автора с рисунка Г. Доброва)
алее хотелось бы привести большую цитату – потому что про «Валаамскую тетрадь» Е. Кузнецова многие знают, а это свидетельство Э. Кочергина оказалось втуне:
«Самое потрясающее и самое неожиданное, что по прибытии в Горицы наш Василий Иванович не только не потерялся, а даже наоборот – окончательно проявился. В бывший женский монастырь со всего Северо-запада свезены были полные обрубки войны, то есть люди, лишённые абсолютно рук и ног, называемые в народе "самоварами". Так вот, он со своей певческой страстью и способностями из этих остатков людей создал хор – хор "самоваров" – и в этом обрёл свой смысл жизни. Начальница "монастыря" и все её врачи-санитары с энтузиазмом приветствовали инициативу Василия Ивановича, а на его одеколонное выпивание смотрели сквозь пальцы. Сёстры-санитарки во главе с врачихой по нервам вообще боготворили его и считали спасителем от страстных посягательств несчастных молодых мужских туловищ на их собственные персоны
...Ещёалее хотелось бы привести большую цитату – потому что про «Валаамскую тетрадь» Е. Кузнецова многие знают, а это свидетельство Э. Кочергина оказалось втуне:
«Самое потрясающее и самое неожиданное, что по прибытии в Горицы наш Василий Иванович не только не потерялся, а даже наоборот – окончательно проявился. В бывший женский монастырь со всего Северо-запада свезены были полные обрубки войны, то есть люди, лишённые абсолютно рук и ног, называемые в народе "самоварами". Так вот, он со своей певческой страстью и способностями из этих остатков людей создал хор – хор "самоваров" – и в этом обрёл свой смысл жизни. Начальница "монастыря" и все её врачи-санитары с энтузиазмом приветствовали инициативу Василия Ивановича, а на его одеколонное выпивание смотрели сквозь пальцы. Сёстры-санитарки во главе с врачихой по нервам вообще боготворили его и считали спасителем от страстных посягательств несчастных молодых мужских туловищ на их собственные персоны.
Летом дважды в день здоровые вологодские бабы выносили на зелёно-бурых одеялах своих подопечных на "прогулку" за стены монастыря, раскладывая их среди заросшей травою и кустами грудине круто спускавшегося к Шексне берега... Самым верхним клали запевалу – Пузырька, затем – высокие голоса, ниже – баритон, а ближе к реке – басы.
На утренних "гуляниях" происходили репетиции, и между лежащими торсами, в тельнике, на кожаной "жопе" скакал моряк, уча и наставляя каждого и не давая никому покоя: "Слева по борту – прибавь обороты, корма – не торопись, рулевой (Пузырёк) – правильно взял!" Вечером, когда у пристани внизу пришвартовывались и отчаливали московские, череповецкие, питерские и другие трёхпалубные пароходы с пассажирами на борту, "самовары" под руководством Василия Петроградского давали концерт. После громогласно-сиплого "Полундра! Начинай, братва!" над вологодскими угорьями, над стенами старого монастыря, возвышавшегося на крутизне, над пристанью с пароходами внизу раздавался звонкий голос Пузыря, а за ним страстно-охочими голосами мощный мужской хор подхватывал и вёл вверх по течению реки Шексны морскую песню:
Самое поразительное: страшилки о валаамском «аиде» разлетаются мгновенно, стоит лишь любому сомневающемуся набрать адрес в Интернете –
http://russianmemory.gallery.ru/watch?a=bcaV-exc0. Вот они, фотокопии внутренней документации.Например, такая объяснительная (с сохранением орфографии): «1952 г. Валаамский инвалидный дом. От инвалида войны Качалова В.Н. Заявление. Так-как я ездил в город Петрозаводск и случилось несчастье, во время припадка раздели тужурку и летние брюки, то прошу вас дать мне фуфайку и брюки. В чём прошу Вас не отказать. В Петрозаводске заявил министру, то она велела вам написать заявление. К сему: Качалов 25/IX–52 года».
Картину проясняет ещё одна записка: «Директору дома инвалидов тов. Титову от инвалида войны II гр. Качалова В.Н. Объяснение. Объясняю в том, что продано у меня 8 вещей: брюки 2 х/б, простынь 1 х/б, тужурка 1 х/б, фуфайка х/б. Пинжак х/б один. Рубашка 1 х/б, носки 1 х/б. За это всё прошу вас меня простить и в дальнейшем
...ЕщёСамое поразительное: страшилки о валаамском «аиде» разлетаются мгновенно, стоит лишь любому сомневающемуся набрать адрес в Интернете –
http://russianmemory.gallery.ru/watch?a=bcaV-exc0. Вот они, фотокопии внутренней документации.Например, такая объяснительная (с сохранением орфографии): «1952 г. Валаамский инвалидный дом. От инвалида войны Качалова В.Н. Заявление. Так-как я ездил в город Петрозаводск и случилось несчастье, во время припадка раздели тужурку и летние брюки, то прошу вас дать мне фуфайку и брюки. В чём прошу Вас не отказать. В Петрозаводске заявил министру, то она велела вам написать заявление. К сему: Качалов 25/IX–52 года».
Картину проясняет ещё одна записка: «Директору дома инвалидов тов. Титову от инвалида войны II гр. Качалова В.Н. Объяснение. Объясняю в том, что продано у меня 8 вещей: брюки 2 х/б, простынь 1 х/б, тужурка 1 х/б, фуфайка х/б. Пинжак х/б один. Рубашка 1 х/б, носки 1 х/б. За это всё прошу вас меня простить и в дальнейшем прошу простить. Даю инспектору по трудоустройству слово в письменом виде, что больше этого не допущу и прошу вас выдать мне костюм шерстяной как выдавали инвалидам войны. К сему: Качалов. 3/X–1952».