Рассказываем, как это исправить, в нашей новой статье 😉
👌 Понимание, а не зубрёжка
Чтобы успешно применять правила, не обязательно заучивать их наизусть, важно уловить их суть. Предложите ребёнку вместо зубрёжки внимательно прочитать правило, изучить примеры его применения, а потом пересказать его своими словами или объяснить другому человеку. Если у него это получится, значит ему удалось уловить суть правила и принципы его соблюдения. Чтобы понять правило, полезно разбить его на части, к каждой придумать собственные примеры и разобрать сложные моменты.
Пример. Употребление частицы «не» или «ни».
Частица «не» употребляется в трёх случаях:
Отрицание: не говорил, не выучил, не ел.
Двойное отрицание (означает утверждение): не могу не сказать, не может не радовать.
В восклицательных предложениях с объединённым значением: «Чего я только не видел! Что он только не говорил!»
Частица «ни» тоже употребляется в трёх случаях:
Для усиления (можно заменить на «даже» или убрать из предложения): не сказал ни слова, не заплатил ни рубля.
В сложноподчинённых предложениях: «К кому он ни обращался, никто ему не помог».
В фразеологизмах: ни рыба ни мясо.
Пусть ребёнок придумает свои предложения с «не» или «ни» и объяснит, почему употребляется та или другая частица. Допустим, ему кажется сложным разграничение «не» в восклицательных предложениях и «ни» в сложноподчинённых. Предложите ему найти главные отличия предложений, объяснить, как они меняют смысл фразы, и потренироваться на примерах.
👨🏫 Схемы и таблицы
Во-первых, рисование схем и таблиц активизирует зрительную память. Во-вторых, это позволяет сосредоточиться на сути правила и примерах и не перегружать голову сложными объяснениями. Полезнее составлять схемы и таблицы самостоятельно, но можно распечатать и поместить перед глазами готовые образцы из сети. Пусть ребёнок, выполняя задания по русскому языку, подглядывает туда при малейших сомнениях. Сочетание теории с практикой поможет запомнить правило быстрее.
🤓 Мнемонические приёмы
Правила словоупотребления удобно запоминать с помощью мнемонических приёмов. Одна из самых популярных ошибок — неправильный выбор слова надеть или одеть. Но если использовать фразу «одеть Надежду, надеть одежду», дело пойдёт лучше. Ещёе пример: фраза «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц» поможет выучить пять слов-исключений, в которых после Ц пишется Ы.
Множество мнемонических приёмов, которые помогут запомнить правила орфографии, вы найдёте в книге Е. А. Лисовской «Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии».
😂 Шуточные стихи
Например, сложно выучить все глаголы-исключения II спряжения, но на этот случай давно придуманы забавные стихотворения-подсказки.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на «Е» спрягать нельзя.
Последовательность падежей поможет запомнить любая фраза, слова в которой начинаются на те же буквы, что и названия падежей: И, Р, Д, В, Т, П. Можно взять готовую фразу в интернете, а можно придумать собственную.
Есть шуточные стихотворения и для запоминания правил склонения некоторых слов-исключений.
Одна пара туфель
Стоит как огромный трюфель,
Но зато сапог
Я купил сколько смог.
Шесть гектаров апельсинов,
Баклажанов — грядок пять,
Помидоров не собрать.
Какими способами вы пользовались в школе?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1