Часть 1.
Сказал Аллаh Всевышний [Сураh «Тоhа», Аят 5]:
{ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى }
В этом Аяте есть слово «اسْتَوَى» [Истауа`], которое является многозначным в арабском языке [некоторые учёные сказали, что у этого слова 15 значений]. А те, кто утверждают, что у этого слова только одно значение, пусть посмотрят следующие Аяты Къур’ана:
• Аллаh Всевышний сказал (Сураh «hуд», Аят 44):
وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ
Это означает: «(Корабль Пророка Нухьа) остановился на горе Аль-Джудий». В этом Аяте слово «Истауа`» означает «Истакъорро» [остановился].
• Аллаh Всевышний сказал (Сураh
«Аль-Фатхь», Аят 29):
فَاسْتَوَىٰ عَلَىٰ سُوقِهِ
Это означает: «Растение выпрямилось». В этом Аяте слово «Истауа`» имеет значение «Истакъома» [Выпрямилось].
• Аллаh Всевышний сказал (Сураh
«Аль-Къосас», Аят 14):
وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَىٰ
Это означает: «И когда он созрел [то есть достиг состояния когда у него есть сила]». В этом Аяте слово «Истауа`» имеет значение «Таммат Кутиhи-ль-джасадийяти» [человек созрел].
Что касается обсуждаемого нами Аята [Сураh «Тоhа», Аят 5], то в понимании этого Аята у учёных 2 пути:
- ПЕРВЫЙ ПУТЬ - это общее толкование и этого пути придерживались большинство саляф [учёные жившие в первые три столетия по hиджре].
Они говорили: «Необходимо верить, что Аллаh Истауа над Аль-'Аршем [так как об этом сказано в Къур'ане] и необходимо верить, что Аллаh Истауа` как достойно Его, без образа, без места, без направления и это не означает, что Аллаh утвердился, вознёсся или сел на Аль-‘Арш». То есть учёные-саляфиты давали общее разъяснение этого Аята, отрицая то, что не достойно Аллаhа. И никто из них не говорил, что этот Аят нужно понимать буквально.
• Сказал Имам 'Алий (умер в 40 г. по h.) (رضي الله عنه):
“إِنَّ اللهَ تَعَالى خَلَقَ العَرْشَ إِظْهَارًا لِقُدْرَتِهِ، وَلَمْ يَتَّخِذْهُ مَكَانًا لِذَاتِهِ “
«Воистину, Аллаh создал Аль-‘Арш, показывая Своё Могущество, и не сделал его местом для Себя». Передал Имам Абу Мансур Аль-Багъдадий (умер в 429 г. по h.) в своей книге «Аль-Фаркъу байна-ль-Фиракъ».
• Сказал Имам Абу Хьанифаh (умер в 150 г. по h.) в своей книге «Аль-Уасыйяh»:
“نُقِرُّ بِأَنَّ اللهَ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى مِنْ غَيْرِ أَنْ يَكُونَ لَهُ حَاجَةٌ إِلَيْهِ وَاسْتِقْرَارٌ عَلَيْهِ وَهُوَ الْحَافِظُ لِلْعَرْشِ وَغَيْرِ الْعَرْشِ مِنْ غَيْرِ احْتِيَاجٍ، فَلَوْ كَانَ مُحْتَاجًا لَمَا قَدَرَ عَلَى إِيجَادِ الْعَالَمِ وَتَدْبِيرِهِ كَالْمَخْلُوقِ، وَلَوْ كَانَ مُحْتَاجًا إِلَى الْجُلُوسِ وَالْقَرَارِ فَقَبْلَ خَلْقِ الْعَرْشِ أَيْنَ كَانَ اللهُ تَعَالَى! تَعَالَى اللهُ عَنْ ذَلِكَ عُلُوًّا كَبِيرًا”
«Подтверждаем, что Аллаh Всевышний - Истауа' над Аль-‘Аршем. Он не нуждается в нём и не утвердился на нём. Он – Тот, Кто сохраняет Аль-‘Арш и другие создания без нужды в этом. Если бы Он нуждался в этом, то не смог бы дать бытие Вселенной, а также каждому из созданных в отдельности. И если бы Он нуждался в восседании и утверждении, то где бы Он был до создания Аль-‘Арша?! Хвала Аллаhу, Который превыше всех недостатков!».
• Один человек спросил Имама Малика ибн Анаса (умер в 179 г. по h.):
"يا أبا عبد الله { الرحمن على العرش استوى } كيف استوى ؟"
«О, Абу ‘Абдуллаh! [и прочитал Аят] {الرحمن على العرش استوى} [затем спросил] как Истауа`?».
Имам Малик ответил:
"الاستواء غير مجهول و الكيف منه غير معقول و السؤال عنه بدعة و الإيمان به واجب ، و أراك صاحب بدعة ، أخرجوه"
««Аль-Истауа`» известно [т.е. передано в Къур’ане, что Аллаh «Истауа`» над Аль-‘Аршем], Образ – абсурд [не присущ Аллаhу образ], верить в это [в то, что передано в Аяте] – обязательно, спрашивать об этом – [плохое] новшество [так как никто не смел прежде приписывать Аллаhу образ и спрашивать про образ]». Затем Имам Малик сказал, чтобы этого невежду увели.
Передал Имам Аль-Къойрауаний (умер в 386 г. по h.) в своей книге «Аль-Джами` фис-Суннан уаль-Адаб уаль-Магъазий уаль-Тарих» и другие.
• Когда у Зун-Нуна Аль-Мисрий (умер в 245 г. по h.) [ученика Имама Малика] спросили о 5 Аяте Суры «Тоhа», он ответил:
“و سئل ذو النون المصري عن قوله تعالى:". ٱلرحمن على ٱلعرش ٱستوى " فقال: أثبت ذاته و نفى مكنه, فهو موجود بذاته, والأشياء موجودة بحكمة, كما شاء سبحنه”
«Аллаh утверждает Своё Существование с одновременным отрицанием в отношении Себя места. Он существует Сам по Себе, без нужды в ком- или же в чём-либо из созданных. А всё, существующее кроме Него, существует в бытие лишь по Его [Того, Который превыше любого недостатка] Воле».
Передал Имам Аль-Къушайрий (умер в 465 г. по h.) в своей книге «Ар-Рисаляh
Аль-Къушайрийяh».
Как видим из приведённых цитат, эти учёные не дали конкретного значения этому Аяту, однако указали на то, что необходимо верить в то, что Аллаh Истауа` над Аль-‘Аршем вместе с отрицанием всех не достойных Аллаhа значений.
- ВТОРОЙ ПУТЬ - это подробное толкование и этого пути придерживались большинство халяф [учёные последователи саляф].
Этого пути так же придерживались и некоторые учёные из числа саляф. Они говорили, что допустимо понимать Истауа`, как «Къоhаро» или «Истауля». Это означает, что Аллаh Властвует над Аль-‘Аршем, то есть сохраняет его, чтобы он не упал на Небеса и не разрушил их. Таким образом они дали конкретное значение этому Аяту.
Учёные-саляфиты и халяфиты не порицали толкование Аятов, так как среди людей распространились секты, исповедующие ташбиh [приписывание Создателю качеств созданных] и было опасение за убеждения людей.
• Сказал языковед ‘Абдуллаh ибн Ях’я ибн
Аль-Мубарак (умер в 237 г. по h.) в толковании 5 Аята Суры «Тоhа», в своей книге «Гъариб Аль-Къур'ан уа тафсир»:
“{ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى } [سورة طه ] : استوى : استولى”
««Милостивый Истауа` над Аль-‘Аршем» Истауа` – [означает] Властвует [Истауля`]».
• Сказал языковед Абу Исхьакъ Аз-Заджадж (умер в 311 году по hиджре) в толковании 5 Аята Суры «Тоhа» в своей книге «Ма’аниль-Къур’ан»:
“وقالوا : معنى استوى :استولى”
«Сказали: значение Истауа` – Властвует [Истауля`]».
Сказал о нём Аз-Заhабий (ученик Ибн Таймийи) в книге «Ас-Сияр»: «Грамматик своего времени».
• Сказал Имам Абу Мансур Аль-Матуридий Аль-Хьанафий (умер 333 г. по h) в толковании 5 Аята Суры «Тоhа», в своей книге «Та'уиляh Аhлюс-Суннаh»:
“أو الاستيلاء عليه وأن لا سلطان لغيره ولا تدبير لأحد فيه”
«Или Властвует [Истиля’] над ним [Аль-‘Аршем], и что нет Властелина помимо Него, и нет управления ни у кого над ним [кроме Него]».
• Сказал Аль-Хьафиз Ат-Тобараний (умер в 360 г. по h.) в своей книге «Ат-Тафсир Аль-Кабир»:
“والاستواء: الاستيلاء، ولم يـزل الله سبحانه مستوليا على الأشياء كلها، إلا أن تخصيص العرش لتعظيم شأنه”
«И Аль-Истуа` означает Аль-Истиля` [Властвование]. И Аллаh всегда Властвует над всеми, а Аль-‘Арш выделен, чтобы показать его грандиозность [так как Аль-'Арш самое большое по размеру творение Аллаhа]».
• Имам языковед Абуль-Къосим Аль-Хьусайн бин Мухьаммад известный как Аль-Асбаhаний [умер в 502 г. по h.) сказал в своей книге «Аль-Муфродат», следующее:
" ومتى عُدِّي- أي الاستواء - بـ (( على )) اقتضى معنى الاستيلاء كقوله : { الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى } [سورة طه ]"
«Если слово «аль-истиуа`» совмещено с «’аля», то вместе они дают значение: истиля' (властвовать), как в Аяте: «الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى» [Сураh «Тоhа», Аят 5]».
А что касается тех, которые говорят, что Аллаh сел на Аль-‘Арш, вознёсся над ним или утвердился на нём, то это слова мушаббиhа [уподобляющие Аллаhа созданным, в наше время таких убеждений придерживаются ваххабиты], а они далеки от правильного понимания.
• Сказал Имам Джа'фар Ас-Содикъ (умер в 148 г. по h.):
“من زعم أن الله في شىء ، أو من شىء أو على شىء فقد أشرك. إذ لو كان على شىء لكان محمولا ، ولو كان في شىء لكان محصوراً ، ولو كان من شىء لكان محدثًا (أي مخلوقاً”(
«Кто думает, что Аллаh «в» чём-то или «из» чего-то, или «на» чём-то, тот совершает ширк. Так как, если бы Аллаh был «на» чём-то, то Он был бы носимым, если бы Аллаh был «в» чём-то, то Он был бы окружён, а если бы Аллаh был «из» чего-то, то Он был бы созданным».
Передали Имам Аль-Къушайрий (умер в 465 г. по h.) в своей книге «Ар-Рисалятуль-Къушайрийяh», Имам Аль-Матуридий Ас-Самаркъондий (умер в 333 г. по h.) в своей книге «Шархь Аль-Фикъhуль-Акбар» и другие.
• Cказал Абу Аль-Уалид бну Рушд (умер в 520 г. по h.) в книге «Щархь Аль-‘Утбийяh»:
إنما نهى مالك لئلا يسبق إلى وهم الجاهل أن العرش إذا تحرك يتحرك الله بحركته كما يقع للجالس منا على كرسيه، وليس العرش بموضع استقرار الله، تبارك الله وتنزه عن مشابهة خلقه
«Воистину, предостерёг Имам Малик (умер в 179 г. по h.), чтобы не постигла невежду мысль о том, что когда двигается Аль-‘Арш, то двигается Аллаh в соответствии с его движением, подобно тому, как это случается с нами при сидении на стуле, и что не является Аль-‘Арш местом утверждения Аллаhа. Пречист Аллаh от того, чтобы быть подобным творениям».
Передал Имам Хьафиз Ибн Хьаджар
Аль-'Аскъоляний (умер в 852 г. по h.) в своей книге «Фатхь Аль-Барий».
• Имам Аш-Шафи‘ий (умер в 204 г. по h.) сказал:
“من قال أو اعتقد أن الله جالس على العرش فهو كافر”
«Тот, кто говорит или думает [убеждён], что Аллаh сидит [восседает] на Аль-‘Арше – тот неверующий».
Передал Имам ибн Аль-Му‘аллим Аль-Къураший (умер в 660 г. по h.) в своей книге «Наджму-ль-муhтадий уа раджму-ль-му‘тадий», а так же передал Шейх Ибн Ар-Риф’аh (умер в 710 г. по h.) в своей книге «Кифайятун-Набиh Шархь Ат-Танбиh».
• Сказал Имам Ахьмад ибн Хьанбаль:
“والله تعالى لا يلحقه تغير ولا تبدل ولا تلحقه الحدود قبل خلق العرش ولا بعد خلق العرش”
«У Аллаhа ни в коем случае не бывает никакого изменения, превращения, Его не охватывают границы, как до создания Аль-‘Арша, так и после создания Аль-‘Арша».
Передал Имам Абуль-Фадль Ат-Тамимий (умер в 410 г. по h.), котрый является одним из самых больших учёных в мазhабе Имама Ахьмада, в своей книге «И’тикъод Аль-Имам Ахьмад».
И это лишь некоторые из слов учёных Ислама об этом Аяте [5 Аяте Суры «Тоhа»], но этого достаточно для понимания. Да охранит нас Аллаh от заблуждения, Амин!


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев