Дискуссия на ForPost, посвящённая вектору развития Севастополя, начатая в материале «От величественного до заурядного: что происходит с Севастополем?», нашла продолжение в виде читательской реакции.
Ниже публикуем письмо-реакцию одного из постоянных читателей нашего издания и приглашаем к вдумчивому разговору тех, кому действительно есть что сказать по теме.
«Не могу не высказаться по поводу „заштатности” Севастополя.
Для начала — а какой период в жизни Севастополя мы берём за образец величественности?
Советская послевоенная эпоха? Так с водой и тогда проблемы были. И отключение, и по часам.
Что, кстати, за последние 10 лет случилось один раз, и то как раз в связи с переизбытком воды.
Сплошная типовая застройка? Так в советское время — это Стрелка, Острякова-Хрусталёва, Камыши. И уникальные элементы благоустройства в этих районах были столь же единичны, как и сейчас.
А может, возьмём за пример величия восстановление после Крымской войны? Ну так давайте почитаем отчёты севастопольского градоначальства второй половины ХIX – начала ХХ века — не сильно проблемы от наших сегодняшних отличаются. Или до первой обороны город — образец величия? Так в письмах Лазарева проблемы близкие описаны.
Далее. Кто-то реально считает, что за последние 10 лет Севастополь стал хуже, чем был до 2014 года? Без очереди в детсады, с отремонтированными школами, стадионами, бассейнами, с одной из лучших в стране дорожной сетью, с ремонтами скверов даже в сельской зоне, с повсеместным освещением? Если всё вышеперечисленное — признак упадка, то такая экспертиза как минимум вызывает вопросы.
Я закрываю глаза на проблемы? Отнюдь. Но все многократно перечисленные и севастопольцами, и СМИ проблемы — это именно проблемы и задачи, которые решаемы и решаются. Которые есть в КАЖДОМ городе. И наличие которых совсем не определяет типичность или величие.
Что же реально делает город великим?
Это случается, когда много людей объединяются и прилагают усилия ради ОБЩЕЙ цели, отказывая в чём-то себе.
Как мы объединились в феврале 2014 года. Как объединились наши отцы и деды в 1941-1942 гг. Как объединились флот и гражданские в первую оборону города.
Так и появляется огромный результат, создающий подлинное Величие, которым восхищается и гордится история.
Величие — это не изысканные особенные элементы благоустройства, это не исполнение любого „хочу” обывателя.
Это подразумевает объединение и жертвенность, это возможность откинуть своё „я” ради общего „мы”.
Готовы ли строгие критики трудиться после работы на субботниках по расчистке завалов и руин, как это делали почти все послевоенные севастопольцы?
Готовы ли таскать воду, чтобы вырастить из прутика дерево, как делали в Севастополе во ВСЕ времена, чтобы не было проблемы с зелёными насаждениями хотя бы во дворе?
Готовы ли тратить время и объединять жителей своего двора ради наведения красоты?
А может, готовы хотя бы подвинуть забор своего частного дома, чтобы вернулся тротуар, когда-то прихваченный ради комфорта одного домохозяйства?
Если все или хотя бы многие готовы прилагать усилия ради „мы” и „наше”, то Севастополь — великий был, есть и будет.
А если все или многие считают, что главный признак величия — исключительно комфорт и благополучие отдельного обывателя, то да — типовая заштатность не за горами.
А по поводу мнений мимо проезжавших... На одно такое скептическое мнение многие из нас точно приведут десятки других — восторженных и проникновенных отзывов.
Как, например, отзывы тех тысяч, влюбившихся в город настолько, что бросили всё и переехали и готовы здесь жить, учить, лечить и созидать.
Созидать Величие Севастополя».
Валентина Симонова
Нет комментариев