Человек, пришедший к врачу с жалобой на свое здоровье, может в будущем лишиться водительского удостоверения. Благодарить за это следует изменения, внесённые в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и статью 10 Федерального закона «О персональных данных», принятые Госдумой в июле 2025 года.
Время лечиться
Федеральный закон № 200-ФЗ от 7 июля 2025 года откорректировал порядок организации медицинского освидетельствования водителей. В том числе — форму медицинского заключения. После введения закона в действие медучреждения будут передавать ГИБДД информацию о состояния здоровья граждан. А если точнее, обновляемые сведения об этом будут поступать в единую информационную систему Министерства здравоохранения, а данные о выявлении у пациента заболевания, при котором нельзя водить автомобиль, — передаваться полиции.
После принятия закона в ряде СМИ появились сообщения, из которых следовало, что нововведение уже на пороге и даже начинает действовать. На самом деле, как вынуждено было разъяснить Министерство здравоохранения, закон вступает в силу только с 1 марта 2027 года.
«К этому времени заинтересованными сторонами будут приняты все необходимые подзаконные акты, подготовленные заранее», — сообщает телеграм-канал Минздрава.
Водителям к новшеству тоже лучше подготовиться заранее: на укрепление своего здоровья у них есть как минимум полтора года. На каких же условиях будут изыматься водительские права у тех, кто это сделать не успеет?
Согласно новым правилам, такое изъятие будет временным. На лечение и подтверждение выздоровления новоявленному пешеходу отводится один месяц. Затем последует новое освидетельствование, после которого (если оно пройдёт успешно) права вернут.
С учётом наших реалий (в их числе — слабая вероятность, что человеку удастся так быстро попасть к профильному специалисту и вылечиться) эта идея вызывает скепсис. Однако понять, чем руководствовались инициаторы нововведения, несложно. Дорожно-транспортные происшествия, в которых калечатся или гибнут люди, стали настоящим бедствием.
Огромное число ДТП (особенно почему-то в последнее время) совершается и людьми пенсионного возраста. Статистика показывает рост таких происшествий практически на треть за несколько лет. Много их и в нашем городе. Так, в сентябре 2024 года в Севастополе перевернулся на Троллейбусном спуске автомобиль с 80-летним водителем. А совсем недавно, в августе 2025-го, в одном из севастопольских дворов внедорожник сбил 16-летнюю девушку, студентку Морского колледжа СевГУ. Девушка скончалась от полученных травм. За рулём была 66-летняя женщина, поведение которой при встрече с пешеходами вызвало у всех, кто смотрел видеозапись происшествия, множество вопросов. И это лишь малая часть примеров.
Не раз высказывались и предложения ограничить возраст, до которого люди могут управлять автотранспортом. Однако руководство МВД от таких радикальных решений воздержалось.
«Наконец-то!»
Разумеется, возраст не приговор, а от болезней не застрахованы и молодые. Нововведение как раз и призвано «отфильтровать» тех, чьё пребывание за рулём, независимо от возраста, может обернуться трагедией.
Однако не получится ли так, что люди просто начнут бояться визитов к врачу? А значит, тянуть с посещением докторов до последнего, заниматься самолечением и пр. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и коррупциогенный фактор: наверняка найдутся желающие за определённую сумму помочь обладателям опасных диагнозов их скрыть.
Прокомментировать нововведение мы попросили врача-кардиолога с 45-летним стажем, экс-руководителя севастопольского здравоохранения Виктора Пологова. В самом кратком виде его отношение к этой новости можно выразить словом «Наконец-то!».
«Каждый медик вам скажет, что это необходимо. Есть, например, ряд патологий, которые проявляются внезапными потерями сознания. Даже дорогу переходить в таком состоянии опасно, а если человек находится за рулём? А если он едет по трассе „Таврида” со скоростью 90 км в час?» — задаёт риторический вопрос эксперт.
Что касается второй стороны нововведения (например, потенциально возможного страха людей перед посещениями врача), она, напоминает Виктор Пологов, есть у каждого события или явления. Но разумный человек никогда не станет игнорировать опасность и запускать своё здоровье.
«Давайте объясним людям, зачем это необходимо. Если я объясню своему пациенту, почему ему нельзя управлять автомобилем, я не думаю, что он моё мнение проигнорирует и всё же сядет за руль. Только недавно у меня был человек, жаловавшийся на перебои в работе сердца. Но перебои перебоям рознь — они у многих есть и будут. У него же предсердно-желудочковая блокада, которая в любой момент может закончиться обмороком. Он будет длиться несколько секунд, но этого достаточно, чтобы улететь в мир иной и захватить с собой своих пассажиров и всех, кто был рядом. Выявили мы эту патологию, поставили человеку кардиостимулятор, проверили его работу — если всё хорошо, вот тебе руль в руки», — говорит он.
Такого же мнения придерживается и опытный водитель, член общественного совета при УМВД по г. Севастополю Андрей Киреев. Нововведение, уверен он, поможет предотвратить многие ДТП, в том числе с самым катастрофичным финалом. К сожалению, не всегда люди сами способны принять решение пересесть с водительского места на пассажирское, а то и вовсе в общественный транспорт. В таких случаях информация о потенциально опасных диагнозах водителей бесценна.
И ещё один момент, который важно учитывать. С 1 сентября 2026 года начал действовать новый перечень заболеваний, обладателям которых садиться за руль нельзя. По сравнению с ранее действовавшим он удлинился: теперь препятствием к получению прав могут стать общие расстройства психологического развития, в том числе аутизм, синдромы Ретта и Аспергера. А ахроматопсия (неспособность различать цвета и восприятие мира исключительно в разных оттенках серого) в перечне заменена более широким «аномалии цветового зрения». В их число входят дейтеранопия (неспособность видеть зелёную часть спектра) и протанопия (при таком диагнозе не видят уже красную часть спектра). Почему этих заболеваний не было в перечне ранее, — для дилетантов тайна.
Напомним также, что не все водители одинаково законопослушны и готовы отказаться от вождения автомобиля даже при наличии веских оснований. Так, федеральный закон не допускает нахождения за рулём людей, состоящих на учёте у психиатра. Однако новости о том, что такие граждане лишаются прав только благодаря бдительности прокуратуры, для Севастополя не редкость. Так что мнение наших экспертов остаётся лишь поддержать.
Комментарии 3