Более четверти россиян не понимают (или не вполне понимают), откуда берутся цифры в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги.
Сделать такие выводы экспертам помог проведённый опрос, в ходе которого 27% респондентов сообщили, что «испытывают затруднения» при ответе на вопрос, из чего складываются выставляемые им для оплаты суммы, а 9% признались, что не понимают их вообще.
Кто виноват
Выяснить, какова степень доверия севастопольцев к цифрам в платёжках, ForPost намерен с помощью собственного опроса на улицах города. Ну пока мы решили спросить об отношении к этой проблеме наших экспертов.
Регулярно получает жалобы на непрозрачность или неправомерность начислений за ЖКУ и уполномоченный по правам человека в Севастополе Павел Буцай. Правда, за последний год общее число жалоб на эту сферу жизни города существенно снизилось: с 396 в 2023 году до 194 в 2024-м.
«При этом наиболее острым вопросом для значительного числа заявителей является некорректное, по их мнению, определение суммы оплаты услуг ЖКХ, а также недобросовестные действия управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, которые не учитывают произведённое полное либо частичное погашение задолженности, а также наличие судебных решений в пользу потребителей, и продолжают начислять пеню и производить иные действия, отрицательно влияющие на материальное положение граждан», — говорится в отчёте омбудсмена за 2023 год.
Нередко, подчёркивается далее, адресованные управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям просьбы заявителей произвести перерасчёт задолженности либо предоставить детализированную информацию о том, как именно она возникла, остаются без ответа. После чего люди и идут к омбудсмену. Решить проблему зачастую удаётся во взаимодействии с профильным департаментом, а то и прокуратурой города.
Однако далеко не всегда в неспособности людей понять, откуда что берётся, виноваты УК или ресурсоснабжающие организации. Особенно отчётливо это видно на примере оплаты жилищных услуг (то есть счетов, выставляемых непосредственно управляющими компаниями).
Как подчёркивают эксперты
Doma.ai, наибольшую осведомлённость проявляют те, кто активно участвует в жизни своего дома, знает его проблемы и регулярно ходит на собрания собственников жилья.
С этим утверждением полностью согласна председатель одного из старейших севастопольских ТСН Наталья. Именно ЖСК или ТСН, созданные по инициативе жильцов и осуществляющие обслуживание дома самостоятельно, она считает оптимальной формой управления. Но возможно это как раз там, где люди более активны и ответственнее относятся не только к своим правам, но и к обязанностям.
«Таких домов в России немного — 5–10% в зависимости от региона. В Крыму и Севастополе их больше, хотя и не слишком значительно. Но качество содержания таких домов выше, а их техническое состояние — лучше», — говорит Наталья.
При этом ТСН или ТСЖ также могут заключать договоры на управление домом с выбранной ими управляющей компанией. Главное — что работа УК должна контролироваться: либо председателем ЖСК (ТСН), либо, если ЖСК(ТСН) не создан, советом многоквартирного дома и председателем этого совета.
«К сожалению, люди, не создавшие ТСН или ЖСК, чаще всего достаточно инертны и очень редко ответственно относятся к избранию совета дома и его председателя. А бесконтрольность для УК — настоящая вольница. Контроль должен быть обязательно.
Управляющие компании, занимающиеся коммерческой деятельностью, порой приписывают объёмы выполненных работ, которые по факту не делаются. Совсем недавно была ситуация, когда управляющая компания „нарисовала” собственникам якобы выполненные за полгода работы на полмиллиона рублей. А когда председатель ЖСК пошла эти работы принимать, оказалось, что произошла „ошибка” на сумму 63 тысячи рублей», — говорит собеседница.
Спасение собственников — дело самих собственников
Однако есть, соглашается Наталья, и вторая сторона проблемы: вопреки почти всеобщему убеждению, что все УК — воры, наживающиеся на собственниках жилья, многим из них элементарно не хватает денег на качественное обслуживание домов.
Утверждённые минимальные тарифы не покрывают расходы, плюс в каждом доме есть должники, из-за которых полностью использовать запланированные средства невозможно. А ведь УК должны ещё и что-то зарабатывать!
Уговорить же людей, не погружённых в проблему, увеличить минимальный тариф, практически невозможно.
«У нас в ТСН ежегодно на общем собрании утверждается смета. По истечении периода её действия мы выходим на собрание с отчётом: смета была такая-то, должников столько-то, хватило – не хватило денег, такие-то работы были сделаны. И на следующий год, с учётом повышения тарифов сторонних организаций и растущих затрат на материалы и услуги подрядчиков, нам нужна такая-то сумма.
Плюс мы закладываем определённую сумму на случай, если люди будут платить несвоевременно — а должники есть в каждом доме. Но у нас, как я уже говорила, люди априори более активные и ответственные — они более осознанно относятся и к оплате услуг, и к своим обязанностям содержать общедомовое имущество. К тому же в нашем случае речь идёт об одном доме, а у УК их могут быть и десятки, и сотни, что усложняет задачу», — говорит председатель ТСН.
В итоге получается замкнутый круг: УК не хватает денег, чтобы качественно обслуживать дома, а их жители, глядя на царящую разруху, всё больше озлобляются и всё меньше склонны повышать тариф, ибо «всё равно украдут».
«В итоге УК не решают проблемы дома, а только нивелируют последствия очередной аварии. Забили чопик, наложили хомут — и до следующего порыва. Хотя очень часто рациональнее заменить кусок трубы», — добавляет Наталья.
Найти информацию о том, как УК тратит собранные с жильцов деньги, можно в отчётах — их управляющие компании должны выкладывать на своих сайтах и в ГИС ЖКХ. Но и тут, подчёркивает собеседница, существуют два но:
«Любой собственник может зайти в свой личный кабинет и найти интересующую его информацию. Но система, скажем так, не до конца отработана — там часто случаются сбои, к тому же не все собственники, особенно пенсионеры, умеют эту информацию находить.
И второе: Госжилнадзор контролирует размещение этой информация в ГИС ЖКХ, но не её точность и корректность. Это, опять-таки, задача собственников жилья».
Одним словом, в том, что значительная часть россиян не понимает происхождение цифр в платёжках (в данном случае — за жилищные услуги), есть изрядная доля вины самих россиян.
«Тут очень многое зависит от людей: если есть причина для недовольства, обратитесь к УК с инициативой провести собрание, рассказать вам, что и как. Напомню: по закону УК имеет право инициировать проведение такого собрания, а собственники обязаны общие собрания проводить. Если же вы этого не делаете, УК только легче», — говорит Наталья.
Ну а руководству УК, в свою очередь, нужно выходить к людям с предложениями об увеличении тарифов, обзаведясь очень весомой аргументацией. В том числе — результатами инвентаризации, технических осмотров имущества и пр.
«Нужно объяснять: всё зависит от вашего, собственники, решения. Вот тут можно обойтись сваркой шва, но в отопительном сезоне не исключена возможность порыва, из-за которого придётся отключать весь дом и спешно что-то делать. Либо мы всё-таки заключим договор (а в каждом договоре управления предусмотрено, что все дополнительные работы, не включённые в оплату услуг УК по минимальному тарифу, проводятся по решению собственников по отдельным договорам) и решим эту проблему кардинально и заблаговременно», — приводит пример председатель ТСН.
Как видим, поработать есть над чем обеим сторонам: ведь содержание общедомового имущества по закону является обязанностью собственников жилья. Но убедит ли сказанное тех, кто привык помнить только о своих правах, забывая об обязанностях, — большой вопрос.
Комментарии 4
Кончилось это возвращением в ГУП. И спасибо, что взяли назад. Нахозяйствовались)))