Единственный скандал в успешной творческой биографии Юдашкина случился там, где его учитель благоразумно предпочел отойти в сторону. Зайцев отклонил предложение государства о создании формы для российской армии, а Юдашкин в 2000-х годах на него согласился. Возможно, потому, что сам отслужил в армии, в военной части в Звенигороде, где, будучи рядовым, а затем ефрейтором в картографическом подразделении, постоянно ушивал и подгонял кондовую форму по фигуре сослуживцам и стоящим выше по званию.
Здесь стремление Юдашкина к совершенству разбилось о реальность: предложенные дизайнером качественные утеплитель и ткани при производстве заменили на другие, в итоге Министерство обороны само забраковало и разорвало контракт с дизайнером. Главным, кто оправдывал Юдашкина в этом неприятном для любого дизайнера опыте, был Зайцев.
Во многом Юдашкин наступал Зайцеву на пятки, но одновременно заставлял того двигаться вперед. Молодой модельер никогда не покушался на амплуа Славы как художника, телеведущего и профессора моды и всегда высказывался об учителе с большим уважением, публично подчеркивая его первенство.
Конец большой эпохи
В силу возраста и умения воспользоваться новыми возможностями в реальности вперед вырывался Юдашкин. Когда в 2010-е годы русский Vogue опубликовал материал «Действующие лица» о главных героях российской моды, то Слава Зайцев стоял на первом месте как «Пионер», Юдашкин шел вторым и под заголовком «Максималист».
Оба были заслуженными, народными, обладали множеством почетных званий и наград, творения обоих оказывались в коллекциях художественных музеев России и мира, выставки-ретроспективы модельеров не раз проходили на родине, хотя у Зайцева — в стенах Манежа в Москве и музея Эрарта в Санкт-Петербурге, а у Юдашкина на более авторитетных площадках — в ГМИИ им. Пушкина и Государственном историческом музее.
В 2014 году Первый канал снял документальный фильм «Шик по-русски», посвященный 50-летию Юдашкина. Спустя четыре года фильм о Зайцеве выпустил этот же канал, он назывался «Слава и одиночество». Наверняка без всякого умысла, эти названия отражали реальный статус-кво дизайнеров: уже пожилой Зайцев символизировал уходящую эпоху советской моды, все еще молодой и полный сил Юдашкин стал преемником его традиций и продолжателем дела уже на новом витке истории.
Уход из жизни Зайцева, некоронованного короля советского кутюра, мог бы означать, что статус мэтра вместе с «троном» на десятилетия вперед перейдет к Юдашкину, но этой логичной преемственности не случилось.
После семи лет борьбы с раком Юдашкин ушел из жизни в 59 лет, что в мире долгожителей моды — совсем немного. Зайцеву было 85 лет, столько же по-прежнему находящемуся в строю Ральфу Лорену, Карл Лагерфельд умер в 85 лет и работал до последнего, Джорджио Армани творит в свои 88, Валентино предпочел удалиться на пенсию только в 75 лет.
Комментарии 73
Это исскуство сродни полотнам Великих художников и музыкантов.
Думаю,что никогда не только не слышали,а не знаете даже фамилию Моцарт.
Но от этого он не перестанет никогда быть ВЕЛИКИМ.
Также и Юдашкин с Зайцевым.
Речь шла о тебе.
Я говорила о том,что если ты не слышал Моцарта или не видел работ художника Юдашкина,от этого они великими быть не перестанут.
Куриные мозги свои хоть не показывай,коль.сути прочитанного не разумеешь.
Вы же сами оскорбили хороших людей!