Начнём с того, что род даже в первобытные времена во многом был фиктивным, юридическим образованием. Иными словами, главным было поклонение общим богам, духам и обожествлённым предкам, а вовсе не родство по крови как таковое. Учитывая, что много детей и взрослых гибло, вопрос о выживании коллектива (общины) порой сводился к вопросу: откуда бы “достать” (!) новых членов коллектива? Адаптации (приём в общину), в том числе и массовые, известны учёным у самых разных народов — индоевропейских и не индоевропейских. Едва ли главным тогда было — кто будет кормить (приносить жертвы) богов и предков.
Если детей не было, это считалось страшным бедствием, гораздо более страшным, чем смерть конкретного человека. Так как зачатие и рождение не могут быть осуществлены без духов плодородия, а последние “отвечали” и за приплод скота, и за урожай, и за размножение рыбы и зверья, — значит, во всех этих случаях люди как-то прогневали этих духов. С другой стороны, тогда и аборт — чудовищное преступление. Люди отвергли зародыш, принесённый заботливыми духами из иных миров! Наказанием будет голод, бесплодие других женщин и мужчин, падёж скота, неурожай злаков и плодов…
Подобного в те времена действительно боялись, это вызывало неподдельный ужас у самых отчаянных храбрецов.
Принятые же в род (общину) имели те же права и обязанности, что и кровные родичи. Так как рабы — тоже члены семьи, пусть неполноправные, вечно невыросшие (их просто перестали допускать к обряду посвящения), в древнем римском праве, за несколько столетий до Цезаря, они тоже были наследниками! Да, только если вся familia вымирала, но были! Они ведь были введены в общий родовой культ и были обязаны “кормить” предков этого своего нового рода.
Наконец, два или более рода могли обменяться детьми на воспитание и так тоже породниться. В норме у некоторых народов знатные дети воспитывались именно в чужом роду. На Кавказе такое явление известно как аталычество. Поэтому, чтобы прекратить кровную месть, ребёнка могли похитить, воспитать его до совершеннолетия — у мальчиков это 15 лет, у девочек — 12 лет — и вернуть с богатыми подарками. Тогда мстить было уже нельзя.
Княжеские воспитатели также соединялись искусственным родством с “настоящими” владыками. Так, сын княжеского кормильца, кстати сказать, далеко не самого богатого из бояр (богатство и знатность — далеко не одно и то же), по имени Володислав, не просто правил в Галиче, что бывало и раньше, и позже, а именно вокняжился и сел на трон, претендуя и на княжеский статус. В Польше сами Пясты — первая достоверно известная династия — видимо, сами происходили из кормильцев.
Наконец, все существа всех миров также воспринимались в родовом ключе, потому воспитателями могли быть и сверхъестественные существа. Так, объединителя Норвегии Харальда Прекрасноволосого якобы воспитал тролль Доври, а воспитателями земных людей в Осетии могли быть великаны-ваюги.
Покумиться (христианизированный вариант искусственного родства) у славян можно с мышами, ласками и змеями, причём в таком случае их уже нельзя убивать, а они не имеют права вредить своим кумовьям из рода людей. В Сербии примерно до середины прошлого века представители “племени” (землячества) кучи считали себя покумившимися со змеями. Потому они никогда не убивали змей и никогда не боялись змеиных укусов. Ведь если змея укусит своего “родича”, Сама Богородица не даст ей уйти на зиму в спячку, и та замёрзнет!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев