Мелекесская городская газета "Сталинское знамя". 11 декабря 1955 года.
ТАМ, ГДЕ БУДЕТ ПРИСТАНЬ
От Мелекесса до Волги — не меньше ста километров. В летнюю
пору, когда успокоятся и спадут полые воды Черемшана и река войдет в свои берега, на всем этом протяжении буйно зазеленеет широкая пойма. Сильные вязы сплетутся густыми ветвями, могучие осокори зашумят вершинами, качая шапки грачиных гнёзд.
За лето, вбирая соки щедрой земли, на целый метр подрастут
кусты краснотала и вербовника, обвитые у корней колючими плетями ежевики. В это время с трудом продираются сквозь душистые, цепкие заросли пришедшие сюда по ягоды. В августе сильно обмелеет река, выступят из воды желтые песчаные косы. Даже плоскодонная лодка в некоторых местах не пройдет по ней. Любители-рыболовы по выходным дням допоздна сидят над Черемшаном, закидывая удочки в черные омуты, слушая, как плещется за поворотом река.
Казалось, ничто не нарушит этого спокойного журчанья, ничто не прогонит дремучую тишину. Городским старожилам даже сейчас, когда Волгу перегородила бетонндя плотина и сёла переселились из зоны затопления на новые места, трудно представить, что вот сюда, к Мелекессу, подойдут воды Куйбышевского моря, пришвартуются к отстроенным пристаням волжские пароходы.
Зато хорошо представляют этот день строители Мелекесской пристани. Они уже видят, где будут разворачиваться пароходы, какими будут причалы.
Первые из строителей пришли сюда осенью прошлого года. Глухо загудели стволы деревьев под ударами топора. Ходко пошло дело вперед, когда принялись за работу мощные бульдозеры. Но основное было сделано летом нынешнего года.
Строительным планом предусматривалось образование акватории — водной части пристани — и территории пристани.
Предстояло произвести выемку 36 тысяч кубометров земли. Без устали трудился в это время экскаваторщик тов. Краснянский.
На стройке уже были свои знатные люди, которые брались за выполнение самых трудных заданий. Под ковш экскаватора подходили самосвалы Александра Моткова и Леонида Тимирязева. Они делали по 40—6О рейсов вместо 24 по норме.
После экскаватора на акватории стал работать бульдозер Василия Александрычева. Немного лет молодому бульдозеристу, но он успел накопить богатый опыт. Не один год трудился он на стройках Урала и Сибири. В самую горячую пору Александрычев выполнял план на 200—250 процентов. За день он передвигал до 400 кубометров грунта. Накопленный им ранее опыт особенно пригодился, когда приходилось работать на топких местах. Вязкий зыбистый грунт грозил засосать тяжелую машину. Были случаи, когда бульдозер на буксире вытаскивали из топи тракторы. Но мастерство помогло. Бульдозерист всегда выполнял свое задание.
К октябрю работы на акватории и на территории пристани
были закончены. Одновременно с основными работами строители закончили закладку фундамента под будущий грузовой причал,
положили, так называемую, каменную постель. 760 кубометров
камня легло в основание причала.
Бригада плотников тов. Семенкова за это время подготовила деревянные срубы ряжей, которые будут составлять причальную стенку длиною в 62 метра. Плотники скрепили бревна толстыми железными шпилями. Секции ряжей, перенесенные автокранами с берега на каменную постель, заваливаются изнутри камнем. На ряжевом основании будет сделана буто-бетонная стенка высотою в
три с половиной метра. Надводные постройки не требуют такого
большого труда.
На каждой большой стройке бывает много подсобных работ.
Нужно сделать немало временных сооружений. На пристани были построены прорабская контора, водомаслогрейка, различные склады. Для того, чтобы можно было в любую погоду подвозить к стройке строительные материалы, от города до места будущей пристани была проложена насыпь автодороги, на которую ушло 6 тысяч кубометров песка.
Остается ещё больше года до начала навигации на Черемшане, а для будущих речников уже отстроен поселок, подготовлены квартиры.
Весной 1956 года в Мелекессу уже подойдет волжская вода. А осенью пристань будет готова к приему судов. С весны 1957 года Мелекесс станет портовым городом. Пассажирские и грузовые пароходы средней посадки по расчищенному земснарядами фарватеру будут итти от Мелекесса через пристани у Никольского, Сускана и Хрящевки на Куйбышев и Горький — по всей Большой Волге. Железная магистраль соединится в Мелекессе с водной.
Как же будет выглядеть пристань нашего города?
Бетонные откосы на 300 метров укрепят набережную пристани. Грузовой причал будет обслуживаться мощной техникой.
Ковши-самоотцепы, поддоны, автопогрузчики, краны будут работать на погрузке и разгрузке барж и пароходов. Для хранения грузов на пристани отстроится пакгауз с объемом зданий в 5 тысяч кубометров. Пассажирский вокзал будет иметь павильон для пассажиров на 50 человек, камеру хранения ручного багажа. Пристань будет иметь свою лоцманскую станцию, задача которой
будет состоять в том, чтобы следить за движением пароходов.
Речные маяки, бакены обозначат путь судов до Волги.
Коллектив строителей Мелекесской пристани, соревнуясь за
достойную встречу XX съезда партии, своевременно выполняет свое задание на 1955 год. С весны начнется последний этап строительства. К концу осени 1956 года порт будет готов к открытию навигации.
Н. Николаев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев