Н.Ф. Прохорова, директор краеведческого музея
2002 г.
На первом из дошедших до нас публичном снимке из жизни Мелекесса - «Молебен по случаю закладки собора Александра Невского в
1890 г.» - при хорошем увеличении отчетливо просматривается группа лиц, несомненно, относящихся к посадской элите. Среди них могли быть и Марковы.
Сколько бы не ругали нас, краеведов, в пристрастии к Марковым, но от магической притягательности этой фамилии никуда не уйти - уж слишком велика ее роль в жизни Мелекесса.
Хронологический охват «марковского периода» достаточно продолжителен: с 1860 г., когда Марков-старший (Григорий Маркович, впоследствии основатель Торгового дома
«Г. Марков с сыновьями», родоначальник известной купеческой династии) возглавил группу из 22 купцов, обратившихся к царю с прошением о преобразовании селения Мелекесский завод в посад, с наделением его многими правами: до декабря 1917 г., когда сын его, Константин, избранный в 1878 г. первым посадским головой и находившийся на этой должности 39 лет (!), передал новой власти - Военно-революционному комитету в лице его председателя Матвеева Василия Ивановича - ключи от конторы и печать посадской думы.
Итого 57 лет деятельности на общественном поприще. Согласитесь, срок немалый даже для трехвековой истории города.
Наряду с широко известными фактами об этой семье бытует много легенд. Неизвестны точные даты рождения и смерти как Григория, так и Константина. Нет ни одного портретного изображения: все было уничтожено. Но мысль исследователя пыталась найти хотя бы малейшую зацепку.
Еще в старом музее, что размещался на площади Советов, висела фотография закладки собора Александра Невского, в просторечье Красной церкви. До нас дошла лишь увеличенная фотокопия, представлявшая собой панораму события исключительного по своей значимости для Мелекесса, имевшего, с одной стороны, религиозную направленность; на месте сгоревшей в 1889 г, деревянной Никольской церкви (самой первой в Мелекессе) закладывали новый собор, деньги на постройку которого собирали всем миром…
…Строительство собора имело гражданскую направленность: в
80-годы XIX столетия в России воздвигается большое число храмов, посвященных Александру Невскому, в память об убитом народовольцами царе-освободителе Александре II, святым покровителем которого являлся князь Александр Невский.
Император даровал крестьянам свободу от крепостной зависимости (хотя и в сильно урезанном виде).
Мелекессу он даровал статус посада с правами местного самоуправления, согласно Городовому положению 1870 г., принятому в ходе либерально-демократических реформ 60-70 гг. XIX века. Поэтому фигура Александра II была особо почитаема в самом Мелекессе. Строительство собора, таким образом, свидетельствовало о высшей степени благодарности и почитания памяти императора.
Что же за действо развернулось перед нами на старинном снимке? На фоне доходного дома Соловьева (ныне - Доходный дом «Булгар» на пересечении улиц III Интернационала и Самарской) огромное скопление людей. Возле креста, установленного на месте будущего храма, идет молебен. Виден священник в светлой рясе, окруженный со всех сторон прихожанами.
Однако фотокопия при увеличении оказалась нечеткой, фигуры размытые, изображение сливалось с фоном. Нужен был подлинник, чтобы при повторном увеличении на компьютере рассмотреть центральную группу людей, в которой наверняка был и посадский голова. Описанием его облика музей не располагал, но теплилась надежда «узнать» его по косвенным признакам.
Оригинала фотографии в фондах музея не обнаружили.
И вот тут произошел памятный разговор с Т.П. Самойловой, главным бухгалтером управления по делам культуры, о существовании подлинника фотографии, принадлежавшего еще ее прабабушке: весь род Нестеровых - коренные мелекессцы. Но лет 30 назад ее мама отдала снимок Кржижановской М.А, и просила передать его в музей. Однако этого не произошло, да и жива ли сама Мария Александровна? К счастью, она жива и здорова. Разузнав ее адрес, с огромным волнением отправилась я на порт, втайне надеясь на удачу.
Хозяйку я застала врасплох. Она долго сокрушалась по поводу не выполненного ею долга и обещала поискать фотографию. Поиски в квартире, на даче и даже у дочери на Севере, где она гостила зимой, ничего не дали. Семь месяцев ушли впустую. И вдруг, спустя еще полгода, мне сообщают о пожилой женщине, принесшей старинное фото, которое мы так долго искали.
Радости было больше, чем от полученных накануне отпускных.
А потом художник-дизайнер В. Недашковский с помощью современной оргтехники увеличил снимок до максимальных размеров. В те дни управление архитектуры и градостроительства готовило заключение по макету памятника К.Г Маркову, полученному из Санкт-Петербурга, и также как и музей было крайне заинтересовано в воссоздании образа посадского головы.
И на наших глазах, благодаря компьютеру, словно распахнулось окно машины времени, перенесшей нас на 112 лет назад. Взору предстала грандиозная панорама, по композиции напоминающая исторические полотна передвижников.
Появилось ощущение присутствия. Более зримы ми стали малейшие детали происходящего.
Поскольку нас больше интересовала группа людей в центре, остановимся подробное на ней. Возле креста, к которому приставлена большая икона, - длиннобородый старец в кафтане. Во всей его осанистой фигуре, властном выражении лица чувствуется огромная внутренняя сила. Он - в центре происходящего. Все это говорит о высоком социальном положении. Этому человеку лет за 70.
Примерно, в этих годах был и Григорий Марков - отец посадского головы. Будучи старообрядцем (дома у него имелась своя молельня), он отличался веротерпимостью и приветствовал строительство новых храмов. Остаться в стороне от события, инициатором которого был его сын, Марков-старший, конечно же, не мог.
За ним - двое мужчин лет 40, в сюртуках. Скорее всего, официальные лица. Более выразительна фигура мужчины, стоящего ближе к священнику. По всему видно - важная персона! Он всецело поглощен молебном, лицо его напряжено. Было бы слишком опрометчиво утверждать, что перед нами посадский голова Константин Григорьевич, но ряд фактов позволяет допустить такую вольность. Во-первых, возраст (немногим за 40), во-вторых, он также находится в центр события, лицом к фотографу. А это обстоятельство говорит о многом.
Своего фотоателье в посаде еще не было. Фотография И.Г.Букина появилась ровно 100 лет назад - в 1902 г. Фотографа, скорее всего, пригласили. Возможно, из уездного города Ставрополя, и плачены ему были немалые деньги, т.к стоимость фотографии приравнивалась к стоимости самовара, коровы. Снимок не бытовой, это официальная съемка, сделанная по заказу. Кто же, если не Марковы, могли быть этими заказчиками! Даже характер съемки говорит о том, что внимание фотографа было сфокусировано на интересующей нас группе лиц - они просматриваются четче. И еще одна существенная деталь прабабушка Т.П.Самойловой служила у Марковых, и, скорое всего, от них ей достался этот официально-семейный снимок.
В том, что возле второго мужчины находится его семья, не было никаких сомнений. Впереди него - сын лет 10. За крестом - жена в белом платье, справа - дочери в светлых шляпках. К ним примыкает молодой красивый парень - старший сын. Эта группа людей обособлена, она не сливается с толпой и вместе с тем находится в самом центре события.
Кто же мог быть удостоен такой высокой чести?
Лицо главы семейства смазано (отвлекся на что-то), но и без того видно, что оно невыразительно. Широкий лоб, небольшой нос - вот характерные его черты. И непременно, борода. И туг меня осенило! Схожие черты просматриваются на сохранившихся фотографиях купцов Марковых: Федора Григорьевича и Павла Константиновича - брата и сына посадского головы. По воспоминаниям старожилов, старший Марков, Григорий, мало напоминал купца-толстосума.
Был он коренаст, с крупными руками, больше походил на простого работягу. Подобными характеристиками мог обладать и его знаменитый сын (с некоторыми поправками на должность).
Неужели он самый! Константин Григорьевич?
Кое-что совпадало и по составу его семьи: двое сыновей - Федор и Павел (схожи с более поздним изображением) и дочери.
То, что последовало далее, можно отнести к миру фантазии.
Зная о том, что в некоторых случаях, для определения судьбы человека с помощью фотографии, обращаются к экстрасенсам, решила и я прибегнуть к их помощи, принеся все имевшиеся снимки Марковых к известному в городе биоэнергетику. Заключение его было следующим: старшего - Григория - на молебне не было! Выходит, ошиблась я со старцем. Не было ни Федора Григорьевича (построившего здание музея). На мой взгляд, на снимке он и не просматривался, но, на всякий случай, решила уточнить.
Указав же на главу большого семейства, а вовсе не на того представительного мужчину, который стоял рядом со священником, эксперт сказал, что это и есть Константин, а красивый молодой человек - сын Павел.
Все как бы встало на свои места.
И еще об одном обстоятельстве, побудившем меня обратиться именно к этой фотографии в поиске изображения Константина Григорьевича Маркова. Это документ, обнаруженный в Самарском государственном архиве, и свидетельствует он о том, что строительство собора явилось делом жизни посадского головы, а потому самое ему место на снимке - в центре происходящего.
В журнале заседаний Мелекесской посадской думы 28 декабря 1893 г.(10 января 1894 г. по новому стилю) содержится заявление к посадскому голове К.Г.Маркову:
«В настоящее время постройка нашего нового храма окончена, и храм освящен 19 числа текущего месяца (т.с. 1 января 1894 г. - Н.П.). Сооружением этого храма Мелекесское общество обязано исключительно Вам. Вам принадлежит почин и все ходатайства по этому делу, Вами изысканы нужные на постройку средства, благодаря Вашим трудам и заботам постройка храма произведена в течение трех лет, причем Вам пришлось перенести и преодолеть немало препятствий и неприятностей, встреченных Вами в этом деле, и потому мы, сознавая вполне ту заслугу, какая оказана Вами в настоящем деле обществу, находим своевременным и считаем себя обязанными выразить Вам, от имени нашего посадского общества, глубочайшую признательность и благодарность за сооружение нашего нового Александро-Невского храма».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев