Правды очень и очень много, за исключением того, что как всегда, всю вину за голодомор, который сильней всего покосил народ в Казахстане и Украине, перекладывают с Иосифа Сталина, на верного исполнителя его приказов в нашем Казахстане - Сайю Ицковича Голощёкина...
*-*
ДЖУТ голодомор...
Константин Лунин
«Придет джут. Много казахов умрут. 70 лет страна будет жить в безбожном обществе, после 30 лет страну будут грабить. И только после всего этого для казахов наступит благоприятное время, когда жаворонок будет откладывать яйца на овцах».
Машхур Жусуп-казахский мыслитель,фольклорист,этнограф.(1858-1931)
Джут(каз.жут)- падёж, пожиратель и означает природно-климатическое явление, вызывающее массовый падёж скота от бескормицы и, как следствие, голод и гибель многих кочевий.
Бай -до первого джута, бытыр-до первой пули.
(казахская пословица)
1.
Степь казахская- степь кормилица,
Ты в бескрайности велика…
Ты суровая, ты заступница,
Степь Великая- дом степняка!
Пораскинулась ты посреди ветров,
«Текеметом» лежишь на Земле…
Летом зной печёт в миллион костров,
В зиму жизнь замерзает в тебе…
Трудно жить в степи, не любя её…
Выживает в ней тот, кто силён;
Бережёт кто степь, как добро своё,
Кто провидец, заботлив, умён.
Эти все черты у казахов есть-
От того и народ был силён…
Для казахов Степь это мать и честь,
Это жизнь-это связь времён!
И любое вторжение в союзную крепь,
Как на шее удавки жгут…
Так приносят чужие в Великую степь,
«Ак суйека» сильнейший джут!
2.
Пожиратель скота, пожиратель травы-
Так казахи прозвали джут!
Нет страшнее в степи и опасней беды,
Чем годины бескормицы жуть!
«Жут жеты агайынды»- говорили казахи,
Вспоминая тех «братьев» следы -
Снег, мороз, буран, да безтравия страхи,
Голод, лёд, нет кошар - жди беды!
Всё коварство и гибельность этой напасти
В том, что лёд покрывает вдруг зимнюю степь;
И не могут копытами кони добраться,
До травы подо льдом, чтобы травку поесть.
Джут бывает и летом, когда трава
Вся сгорает под солнечным пеклом;
И живому в степи лишь одна судьба-
Степь удобрить от голода тленом...
…Но страшнее всего- инородцы в степи,
Что приехали степи пахать…
Этим самым они отрезали пути
Откочёвкой казахам от джута бежать…
От распашки Степь посещал БОЛЬШОЙ ДЖУТ-
Гибли лошади, овцы, верблюды…
Что бы выжить, спастись от накинутых пут,
Корешками да лыком питалися люди…
В «Алка-коль сулама» горьки соки берёз,
Не по вкусу ползучие, дикие твари…
В голод люди варили прошлогодний навоз…
Но сплотившись в беде выживали казахи.
3.
Джут цикличен в природе и, в общем то он,
Был казахским народом предвиден-
И в приметах на небе, и «птичьим гнездом»
И запретами - Степь не обидеть!
Но был джут самый страшный в Великой Степи
ДЖУТ ВЕЛИКИЙ в тридцатые годы…
И предвидеть его ни баксы не могли,
Ни живущие степью народы.
Джут тот был рукотворен, как степные пожары,
ПРОДРАЗВЁРСТКА, а проще сказать- ГРАБЕЖИ,
Уводили весь скот со дворов комиссары-
Выживай, если сможешь, не сможешь-умри!
И патронов не надо-голод сделает дело:
«Ашаршылык»! Он по тихому сможет убить…
Миллионы погибших пришлой власти уделы,
Чтоб стремление к свободе у казахов отбить.
Были, правда и те, кто в борьбе не смирился,
Кто с оружием стал свой народ защищать,
Но мала была сила, чтоб победы добиться
И пришлось им родные края покидать!
4
ГОЛОЩЕКИНСКИЙ ДЖУТ- ГЕНОЦИДНАЯ ГИБЕЛЬ!
Слом морали и воли Великой Степи!
Не его отголоски ль я слышу поныне,
Когда землю казахов скупают купцы?
Нынче скачет казах по степи на «Тайоте»,
Топчет шинами редких цветов лепестки…
С головы и до пят он весь в трудной заботе,
Не о тучных стадах- о продаже отцовской земли.
Постепенно ушло уважение к старшим,
Помощь бедным и старым стали так же редки...
Меценатство богатых, почитание женщин апашек
Снизошло в никуда на просторах Великой Степи!
Возросла ненасытная жажда наживы, мещанство;
И стремление как можно побольше, где можно, урвать...
Не духовный ли джут, с той поры, поразил то пространство
Где ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ всем казахам была словно мать?!
Неужели тот джут так засел в поколениях,
Что и связи времён родовых уже нет;
И Великая Степь словно миф в рассуждениях,
Где за словом пустым, горький прячется след.
Не изложены в пОвестях скорбные мысли
О умерших казахах в тот ГОЛОДОМОР…
Не раскрыты архивные точные цифры,
Знаем только, что жертв был тогда не один миллион.
Нет имён палачей- скотокрадов партийцев,
Тех, что вместо еды клали камень голодным казахам в ладонь…
Лишь сегодня седая шеше шлёт проклятия подлым убийцам,
Да в День Памяти жертв зажигается вечный огонь…
В чём причины всего? Что сказать? Я не знаю.
Но с какой- то надеждой я в небо степное кричу:
-Возрождайся Великая Степь без конца и без края,
Ибо в мудрость казахов я верю! И верить хочу!
*-*-*-*-*--*--*---*--*----*
Примечание: В пятой строфе речь идёт о реформе РИ 1867-1868 г.г., когда казахи не имели право свободного кочевания по традиционным маршрутам из-за передачи земель под пахоты переселенцам.
Прошлогодний навоз- в летний джут, по словам переживших, казахи собирали прошлогодний навоз, вымачивали , промывали его собирая не переваренные семена, зерна растений, варили их и ели.
Голощекин Ф.И.-еврей, с октября 1925 по февраль 1933 –секретарь Казахского крайкома ВКП(б). По воспоминаниям его современников демагог, циник, гомосексуалист и палач. Голод конца двадцатых годов и особенно голод тридцатых на его совести. В Казахстане вспоминают Голощекина с ненавистью, как организатора геноцида казахского народа. В октябре 1941 года расстрелян, а в 1961 году реабилитирован.
Меценатство казахов- большой вклад внесла казахская знать, баи-меценаты в 18-19 веках в открытие школ, оплаты за обучение казахской молодёжи, издательство газет, книг на казахском языке, в казахскую культуру и т.д. В их числе дети бая Мамана, бая Каражана Укибаева, правнук Сарым батыра Салык Омаров и др.
Перевод встречающихся казахских слов и предложений:
Текемет-тканый ковёр.
Баксы- колдун, вещун, предсказатель…
Ак суйека жут- сильнейший джут, когда погибает весь скот.
Жут жеты агайынды- пословица, говорящая о том, что у джута семь братьев.
Алка-коль сулама-народное бедствие.
Ашарщылык-голод.
шеше- ласковое мама. апашка- женщина преклонного возраста (каз)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев