Период Римской империи был и остаётся очень привлекательным для изучения, ведь всегда интересно, как жили больше двух тысяч лет назад в одной из самых мощных стран своего времени. Вот только это палка о двух концах, ведь из-за древности этой эпохи о ней ходят одинаково много фактов и вымыслов.
Причём последние оказываются настолько живучими, что продолжают оставаться в умах обывателей, даже если их давно опровергла наука.
1. Конь Калигулы получил должность консула
О том, что император Калигула был откровенно безумным персонажем древнеримской истории, известно многим, и в качестве самого яркого примера тому обычно приводят история, как он премировал своего коня Инцитата должностью сенатора и собирался повысить до консула. В реальности же нет никаких достоверных свидетельств тому, что Калигула в действительности это сделал.
К примеру, античный учёный Светоний в своём труде «Жизни двенадцати цезарей» писал только о планах Калигулы насчёт коня: «Говорят даже, что он намеревался сделать его консулом». Но некоторые литераторы в своих произведения почему-то растолковали эти слухи как свершившийся факт. Современные историки считают, что даже если такие намерения безумным императором высказывались, то, скорее, в качестве попытки высмеять собственных чиновников, нежели как реальное желание.
2. В вомиториях римляне вызывали у себя тошноту, чтобы съесть побольше на пиру
Одним из наиболее неприятных слухов о древнеримском обществе - это история, повествующая, что элита ела на своих пирах так много, что была вынуждена регулярно вызывать у себя рвоту, чтобы вообще всё это съесть и не умереть от переедания. Якобы, у них даже помещения были для этого специально отведённые, известные как вомитории. И ведь само название вроде как очень говорящее: по информации редакции novate.ru , суффикс -orium обозначает место, а vomit переводится как «рвота». На самом деле название вомиторий было впервые упомянуто в «Сатурналиях» Макробия, который его, вероятно и придумал. Однако он так называл не помещение, а некий коридор для прохода в амфитеатр, а такое имя придумал потому, что когда огромная толпа выходила из зрительных залов, выглядело это так, как будто амфитеатр их изрыгает.
Само же утверждение о намеренном вызове рвоты во время пиров подчерпнули из слов, к примеру, Сенеки, который писал о богачах, что «Они изрыгают, чтобы есть, они едят, чтобы изрыгать». Последний был критиком излишеств и писал это о не самых психически уравновешенных императорах, но многие стали приписывать это действо чуть ли не всем римлянам. Современные историки еды не находят подтверждений, что жители древнеримских вилл занимались чем-то подобным на постоянной основе, да ещё и специальные комнаты для тошноты имели. Впрочем, они же не опровергают сам факт, что кому-то могло стать нехорошо во время очередной трапезы, но не из-за еды, а из-за чрезмерного употребления алкоголя.
3. Римляне повсеместно носили тоги
При любой попытке представить стереотипного древнеримского гражданина неизбежно появляется образ человека, завёрнутого в тогу. И некоторые литературные произведения разного времени тоже любят наряжать римлян в этот предмет одежды. Вот только считать её повсеместным нарядом совершенно неправильно - лишь в ранние годы, ещё при республике, в Риме носили тогу представители большинства сословий, но потом всё изменилось.
Во-первых, она предназначалась исключительно для граждан Рима, поэтому любой приезжий или раб, а их было в империи немало, точно не мог надевать этот предмет одежды. Во-вторых, в эпоху империи даже не все римляне могли носить тогу - её распространение обычно не выходило за пределы богачей или чиновников, а также тех, кто участвует в каких-либо празднествах. И в-третьих, она банально неудобная для повседневной носки из-за своей длины и способу наматывания. Собственно, поэтому её и носила, в основном элита, которая мало двигалась и ничего не делала руками, а простые работяги предпочитали более удобные туники.
4. Юлий Цезарь после покушения сказал: «И ты, Брут?»
То, что сама эта фраза уже сколько поколений использует её как крылатую, не способно сделать её исторически достоверной. Большинство обывателей даже не знают, что фраза «Et tu, Brute?» появилась в пьесе Уильяма Шекспира, который, её, видимо, просто придумал для драматического эффекта.
Существует также версия, изложенная в произведении «Жизнь Юлия Цезаря» Светония - якобы на самом деле император, увидев, как среди заговорщиков, его ранивших, был Марк Брут, произнёс греческую фразу: «И ты, дитя моё?» - часть известной тогда пословицы, смысл которой переводится примерно так: «ты тоже откусишь кусочек моей силы». Опять-таки, нет никаких чётких свидетельств, что Цезарь говорил эту фразу, или что он вообще что-то сказал, ведь и Светоний мог додумать для пущего драматизма. В любом случае, «И ты, Брут?» поверженный правитель точно не произносил.
5. Гладиаторы сражались насмерть
Любят в современной массовой культуре, повествующей о древнеримских гладиаторах показывать, как воины дерутся до победного, ведь в противном случае их ожидает гибель - ни от руки противника либо животного, так от воли капризного императора. Однако современные историки давно развенчали это искажение действительности, ведь в реальности гладиаторские бои были куда большим, чем просто жестоким развлечением. Справедливости ради, изначально драться действительно заставляли рабов или представителей покорённых народов, и вполне могли не жалеть.
Однако в эпоху расцвета гладиаторские бои стали фактически полноценным видом спорта, а участников до выхода на арену тренировали как профессиональных спортсменов. Многие вообще шли в это занятие добровольно, потому что там хорошо платили. Это означало, что квалифицированные бойцы точно не считались «одноразовым развлечением», а бои зачастую останавливали не после смерти, а после травмы кого-то из участников. Впрочем, смерти тоже случались, и, согласно выводам исследователей, немало гладиаторов погибали, не дожив до тридцати. Но это чаще зависело от количества боёв, и уж точно не от несуществующей практики продолжать схватку, пока не случится летальный исход.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев