Часы, произведённые в СССР в 20 веке, не только восхитительные, но и дешёвые.
Вскоре после краха фондовой биржи в 1929 году компания Dueber-Hampden, часовая мастерская из Кантона, штат Огайо, обанкротилась. Низкие продажи и тяжёлое финансовое положение в мире, вне всяких сомнений, сыграли свою роль. Однако, по мнению некоторых историков, компания использовала устаревшие технологии, в то время как другим часовым компаниям США завидовал весь мир. В конечном счёте в 1930 году все инструменты и оборудование Dueber-Hampden были загружены в товарные вагоны. Как думаешь, куда всё это отправилось вместе с 21 уволенным сотрудником Dueber-Hampden? Правильно, в Москву.
Данное оборудование и сотрудники наряду с дополнительным оснащением от Ansonia Clock Company (ещё одна обанкротившаяся американская часовая компания) помогли заложить фундамент Первому государственному часовому заводу, который впоследствии стал зародышем всей российской часовой промышленности – одной из самых успешных в мире. До этого момента наручные часы были в дефиците в СССР, их либо импортировали, либо производили в небольших мастерских из швейцарских механизмов и деталей. В любом случае часы не пользовались популярностью среди местного населения.
В течение следующего десятилетия СССР выпустила сотни тысяч часов. Многие из них были основаны на старых моделях карманных часов Dueber-Hampden, но в конечном итоге для дальнейшего развития советский производитель начал сотрудничать с зарубежными часовыми компаниями. Например, в 1930-х годах правительство заключило контракт о сотрудничестве в производстве механизмов с французской часовой компанией Lip. Контракт продлился до 1950-х годов, в результате чего было создано множество высококлассных механизмов, которые советские часовщики постоянно улучшали.
По сути, модернизировать часовую продукцию из других стран, в основном ради надёжности, было привычным делом для советской часовой индустрии. К примеру, когда в 1950-х годах швейцарская компания Zenith выпустила для своего хронометра калибр 135, отечественный производитель попытался создать собственную сверхточную модель, скопировав их дизайн. По словам известного коллекционера советских часов Марка Гордона, как это случилось, остаётся загадкой.
Никто точно не знает, что произошло, но чертежи калибра 135 оказались на Чистопольском заводе, где тогда была произведена модифицированная версия под названием «Волна».
«Волна» не была прямой копией. К примеру, малая секундная стрелка калибра Zenith была заменена на большую центральную стрелку, было добавлено больше часовых камней и использовано более крупное балансовое колесо. Отделки практически не было. И это подводит нас к сути дела: часы в СССР почти никогда не были показными, они были без отделки и особых усложнений, они были, прежде всего, инструментами для измерения времени, прочными и надёжными. В конце концов, разве это не яркий пример советского утилитаризма?
После Второй мировой войны Иосиф Сталин опасался притока иностранных часов. Как объясняется в книге Чарльза Л. Ми-младшего «Встреча в Потсдаме» 1975 года:
Миллионы русских солдат видели чужие земли, иностранные богатства и свободу. Тысячи из них обменивали всё, что у них было, у британских и американских солдат на наручные часы. Позолоченные, посеребренные, часы с механизмами из семнадцати камней – какое невообразимое богатство они представляли! И, казалось, каждый британский и американский солдат имел такое. Более того, относился к ним небрежно, как к простому удобству… [Сталин] опасался, что советский народ заразится от контакта с Западом, его наручными часами и его идеями.
Со временем в моду вошли более показные вещи. Обычным явлением стали памятные наручные часы, посвященные летним Олимпийским играм 1980 года в Москве, или часы, разработанные в честь запуска первого спутника Земли. На циферблатах часто присутствовали логотипы и иллюстрации, изображающие военную мощь, отдавалась дань уважения космическим или полярным исследованиям СССР. Часы с пропагандистским подтекстом были произведены даже для продвижения таких политических идеологий, как «перестройка» и «гласность». Некоторые были просто украшены серпом и молотом.
Это только несколько примеров. Но даже те часы, в дизайне которых не было ни пропаганды, ни название бренда, были самые разные. Вот в чём особенность российской часовой индустрии: она производила миллионы и миллионы разных часов. По словам одного эксперта, к 50-м и 60-м годам советское производство опережала только Швейцария. Учитывая их повсеместность и простоту, а также общее отсутствие интереса со стороны большинства коллекционеров по сравнению с часами европейского производства, их можно легко и дёшево найти в Интернете.
Как и в случае со множеством недорогих и доступных винтажных часов, тебе следует опасаться часов Франкенштейна с некачественными, перепечатанными циферблатами, поскольку это довольно характерно для советских часов. Как правило, такие появляются на eBay и других подобных ресурсах. Хорошо зарекомендовавшие себя часовые форумы жизненно важны, если тебе важно уметь определять, где оригинал, а где подделка, за какую модель стоит выкладывать запрашиваемые деньги, а за которую нет.
Тем не менее, с исторической точки зрения, советские часы стоят того. Они всегда были отражением времени и места, в котором были созданы, а это всегда было важной частью коллекционирования винтажных часов. Такие часы кажутся ещё более интересными артефактами бурного периода в истории человечества, если учесть тот репрессивный режим, в котором они были созданы. Их циферблаты и механизмы отражают саму историю Советского Союза на протяжении десятилетий, вплоть до его падения в 1991 году. Они могут казаться некрасивыми, но исторически значимыми. Это нужно помнить.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев