ОБ ОПЕРЕ
Написана по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»: молодая замужняя женщина — Катерина — влюбляется в работника — Сергея, и чтобы никто не смог помешать их любви, она совершает несколько убийств. Любовники оказываются на каторге, но там Сергей увлекается другой женщиной, Катерина бросается в реку и утягивает соперницу за собой. История и мотивация героев в опере и в повести расходятся, например, у Шостаковича нет детоубийства, а сама Катерина вызывает не только гнев и осуждение, но и сочувствие.
ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ И ЗАПРЕТ
Премьера первой редакции «Леди Макбет Мценского уезда», с разницей в 2 дня, прошла в театре Станиславского в постановке Немировича-Данченко и в Малом ленинградском оперном театре. Это было в 1934 году. Спектакль с успехом шел 2 года не только в Союзе, но и за границей, но вскоре оперу запретили показывать на родине и только в 1962 году разрешили прозвучать во второй редакции с новым названием и снова на сцене театра Станиславского.
О ЗАПИСИ
Сделана почти сразу после премьеры второй редакции оперы. В 1966 году пластинка получила «Grand Prix du Disque» — главную французскую музыкальную награду.
СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ
Знаменитый заголовок разгромной статьи как раз предназначался этой опере, точнее, ее первой редакции — «Леди Макбет Мценского уезда». Эта статья окончила эпоху разгульного советского авангарда и «меерхольдовщины», и не просто разругала оперу Шостаковича, но четко обозначила рамки, в которых следовало держать себя деятелям искусства. Наступило время соцреализма.
ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ОПЕРЫ
«Катерина Измайлова» Шостаковича — одна из самых жестоких, мрачных и сложных русских опер. В ней нет ничего романтического, сюжеты тяжелые и непростая для восприятия музыка. Но. Оторваться от нее очень сложно. Это одно из лучших произведений Шостаковича, здесь его «изломы» — ритмическая острота, трагизм, пронзительность, ирония — видны как нигде. Даже в смягченной второй редакции, эта опера — все равно что обнаженный нерв.
ГЕРОИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
В этой опере очень много действующих лиц, большая их часть — компримарио, то есть второстепенные персонажи. Рассказываем подробнее о трех главных героях и о том, что послушать, чтобы лучше о них узнать.
КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА
Сопрано. Молодая женщина несчастна и живет в русском «темном царстве» безнравственных и бессердечных людей, но не пытается вырваться из него, она и сама такая, но, как и все, мечтает о любви и счастье. Поет Элеонора Андреева.
♪ «Я в окошко недавно увидела» — 1 акт, сцена 3. Это ария, в которой мечта Катерины вырывается наружу, очень пронзительная музыка.
♪ «В лесу у самой чащи есть озеро» — 4 акт, сцена 9. Она смотрит на озеро, в котором утопится сама и утопит соперницу, это мрачная кульминация оперы.
СЕРГЕЙ
Тенор. О нем говорят, что он — «Какую хочешь бабу до беды доведёт». Обаятельный, молодой, лихой, а еще эгоистичный и жестокий. Ради него и его любви Катерина совершает убийства и попадает на каторгу. Поет Геннадий Ефимов.
♪ «Кто это? Кто? Кто стучит? » — 1 акт, сцена 3. Cергей ночью стучится в комнату к Катерине, чтобы соблазнить ее. Это их диалог, в котором он сначала уговаривает ее стать любовниками, а потом берет силой, несмотря на отказ.
БОРИС ТИМОФЕЕВИЧ
Бас. Купец, свекр Катерины, тиран который вроде как и жалеет ее по-своему, хотя при этом упекает, что та все еще не родила и требует от нее верности мужу, но и сам не прочь ей воспользоваться. Поет Эдвард Булавин.
♪ «Что значит старость» — 2 акт, сцена 4. В этой арии раскрывается характер купца и его отношение к Катерине.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Дирижер — Геннадий Проваторов. Катерина — Элеонора Андреева, Борис Тимофеевич — Эдуард Булавин, Зиновий Борисович — Вячеслав Радзиевский, Сергей — Геннадий Ефимов, Сонетка — Нина Исакова и другие артисты театра. Дирижер — Геннадий Проваторов.
12+
Слушать на других площадках: ok.me/WPC31
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев