И представит ее 13 апреля. В концерте заявлена музыка американских композиторов XX века. Почему такой выбор? Как русским музыкантам нужно играть американскую музыку? Что такое "хэллоубобская музыка"? Мурад Атаевич рассказал:
– Ко второй половине ХХ века американцы – американская музыка, американский талант – стали выдавать очень интересные образцы, опираясь на традиционные формы, жанры. Они искали свои формы, манеру и т.д. Американцы здорово преуспели в оркестровке!.. Вместе с тем, крупные формы – это не их стихия. Крупные, фресочные циклы – не их специальность. В чем они преуспели? В мюзикле, в джазовой, кантри музыке и так далее. Но Америка, добившись права зваться супердержавой, вместо того, чтобы вписать свою страничку в мировой музыкальный контекст – Копленд, Сигмейстер, другие – своей мощью, возможностями, своим влиянием на коммуникации подавила и заслонила величайший блеск, величайшую палитру мировой классической музыки. Они сейчас первые. В результате мы начинаем манерничать, когда играем американскую музыку, пытаясь сделать «под них». Мы даже свою – европейскую – музыку уже склонны играть по их образцу. Ни в коем случае нельзя этого делать!
Почему? Расскажу историю, которой сам был свидетель.
Эльдар Александрович Рязанов вел «Кинопанораму». Он обычно приглашал собеседника, они говорили о фильме, который предстояло посмотреть. И по поводу какой-то роли Рязанов, отмахиваясь от собеседника, сказал: «Ну, это хэллоубобская роль». «Какая?» – спросил собеседник. – Хэллоубобская. Вы что, не знаете, что такое хэллоубобская роль? – Нет. – Ну представьте себе: на экране идет советский фильм об американской действительности, и популярный артист Куравлев встречает популярного артиста Пуговкина и говорит: «Хэллоу, Боб!»
Один из сезонов в Ярославле я открывал пятой симфонией Шостаковича. А в молодости я был страстным коллекционером пластинок. У меня была пластинка с записью этой симфонии в исполнении Бернстайна. Я страшно этим гордился, она мне так нравилась! И в процессе подготовки к концерту я решил ее послушать. За время прослушивания я раз восемь вскрикнул: «Что ты делаешь?!» Хотя ну, кто я такой рядом с Бернстайном?!
Итак: наша почвенная музыка для них – это хэллоубобская роль. Когда мы пытаемся нырять в их природу, мы тоже хэллоубобы.
При том, что однажды во время фестиваля американской музыки в Саратове после исполнения симфонической картины Гершвина «Порги и Бесс» американский темнокожий композитор Джордж Льюис сказал: «Порги и Бесс» Гершивина – музыка черных. Мурад Аннамамедов способен исполнять эту музыку как истинно черный музыкант». Это приятно. Но когда мы сыграли программу из музыки американских мюзиклов, я сам про себя сказал: «Я это исполняю в последний раз». Нам это неведомо. Мы на это не имеем права и не должны покушаться. Чтобы исполнять музыку американских мюзиклов, с ней надо родиться. Невозможно все расписать в партитуре: манеру, свинговость, горловые вибрации в голосе.
Так как же будет звучать музыка американских композиторов в исполнении тольяттинского симфонического?! Скорей бы концерт, уже интересно!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев