НАЧАЛО 2020 ГОДА В ЕЛЬЦИН ЦЕНТРЕ ОЗНАМЕНОВАЛОСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕМ ИСТОРИКА ТАМАРЫ ЭЙДЕЛЬМАН. В НЕДАВНЕМ МАТЕРИАЛЕ МЫ ПРИСМОТРЕЛИСЬ ПОБЛИЖЕ К ЛИЧНОСТИ ОРАТОРА, В ЭТОЙ СТАТЬЕ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРЯМО СКАЖЕМ, ОНО ШОКИРУЕТ.
НАКАЗАНИЕ БЕЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
«Есть международная база гражданского неповиновения – 199 форм: от рисования карикатур, выкрикивания неприятных для противника слов до голодовок. Я выбрала один из этих методов — «Заполним тюрьмы». В лекции речь пойдет о тех людях, которые добровольно делают такие вещи, за которые пойдут в тюрьму.»
Наш комментарий. 198 методов ненасильственного сопротивления, о которых говорит Тамара Натановна, изобрел известный политолог Джин Шарп. Свою методологию невоенных методов свержения правительств доктор политических наук начал развивать еще в 1960 годы.
В 1973 году он опубликовал фундаментальный 900-страничный опус «Политика ненасильственной борьбы» («Politics of Nonviolent Action»).
Также теоретические труды Шарпа дополнены конкретными руководствами к действию. Брошюра «198 методов ненасильственных действий» описывает самые разные методы: от вполне ортодоксальных публичных выступлений и массовых петиций до более творческих приемов, таких как организация псевдо-награждений и псевдо-выборов или уничтожения своей собственности. Источник
ЛЕЙТМОТИВ ЛЕКЦИИ — «НЕ НАДО БОЯТЬСЯ ТЮРЬМЫ»
«Торо наконец оказался, как он хотел, в тюрьме».
«Ганди постоянно держали в тюрьме. И он делал очень много, чтобы попасть в тюрьму. В Южной Африке он вступил в борьбу за права индийцев. Там он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление (сатьяграха)… «Там был момент, что все тюрьмы были заполнены: «Ну, сажайте нас, и нас, и нас». Этот опыт он вывез в Индию для борьбы индусов против англичан.
Один из важнейших моментов этой борьбы в Индии — «Не будем выполнять законы, заполним тюрьмы». Англичане повысили налог на соль. 1930 год. Ганди предложил выпаривать соль самим из моря. Сначала сам, его поддержали тысячи людей. Во время «соляного марша» добровольно пошли, чтобы их арестовали, около 60 тысяч человек. Сторонники Ганди сидели в душных индийских тюрьмах. Самого Ганди три раза выкупили, но на четвертый раз он сел.»
Мартин Лютер Кинг — «Не надо бояться тюрьмы». Мы готовы заполнить все тюрьмы на юге США, чтобы добиться равных прав с белыми американцами. Осознанно делалось так, чтоб людей забрали в тюрьму. В 1963 году город Бирмингем был известен как один из самых расистских городов на юге США. «Крестовый поход детей» — этот марш придумали взрослые.
Джеймс Бевел, член организации Кинга, предложил использовать детей в протестах. Были старшеклассники-активисты. Несколько тысяч детей вышли на демонстрацию. Их пачками везли в тюрьму. Это дети сидели. Но считается, что это был самый поворотный момент кампании. 15-летняя активистка «крестового похода» позднее вспоминала: «Не было бы Бирбингема, не было бы Барака Обамы».
Лектор сокрушается, мол, после Ганди и Мартина Кинга таких движений гражданского общества не было.
Тамара Эйдельман, показывая фото, как бы невзначай замечает:
«CОВСЕМ МАЛЕНЬКИЕ, А У НАС ЕЩЕ ПРО НАВАЛЬНОГО КТО-ТО ГОВОРИТ».
Наш комментарий. Дети Бирбингема вышли бороться за свои права в США в штате Алабама, где действовали расовые законы и Ку-клукс-клан — ультраправая организация в США, отстаивавшая белый национализм.
В июне 1963 года Джон Кеннеди выступил в поддержку афроамериканского меньшинства штата. Законы, легализующие сегрегацию в Алабаме, были отменены. Ку-клукс-клан перестал существовать.
Остаётся вопрос к Эйдельман, за что борются дети Навального? За чьи интересы ниже на фото?
ЭЙДЕЛЬМАН ОПРАВДЫВАЕТ УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В АКЦИЯХ «ГРАЖДАНСКОГО НЕПОВИНОВЕНИЯ» НАВАЛЬНОГО
«У МЕНЯ ДОЧКА В БАРСЕЛОНЕ, Я ЧАСТО ТАМ БЫВАЮ. ЖЕЛТЫЕ ЛЕНТЫ КАК СИМВОЛ СВОБОДЫ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫМ ПОВСЮДУ — ВОСХИЩЕНИЕ».
Как современный пример гражданского неповиновения, восхищение Тамары Натановны вызывает Испания.
У меня дочка в Барселоне, я часто там бываю. Эйдельман имеет в виду протесты в Каталонии (2019), которые вспыхнули после объявления приговоров ряду каталонских политических лидеров, поддержавших идею отделения региона от Испании.
С 16 по 18 октября демонстранты провели так называемые «Марши за свободу» — масштабные акции в поддержку движения за независимость и осуждённых политиков. Сама Тамара Натановна вроде как не поддерживает сепаратизм, но формы борьбы её восхищают.
«Протест там совершенно мирный. Вышли каталонцы и встали между радикалами и полицией. Сепаратистам дали дикие сроки…». И туда приходят сотни люди, просят их посадить, ведь мы тоже так думаем. Возникли огромные очереди. Ввели лимит принимать по 25 заявлений в день.
Их не посадили, конечно, но они блокировали работу судов. «Это производит очень сильное впечатление». «Желтые ленты» как символ «свободы политзаключенным» повсюду — восхищение. У нас, конечно, нет такого, чтобы граждане пришли с просьбой посадить в тюрьму в поддержку заключённых».
Марк Гальперин и Константин Котов посажены совершенно ни за что — за участие в мирной демонстрации. Каждый из них понимал на что идет. Гальперин уже имел условный срок. Плохо, что у нас таких не 60 тысяч, как у Ганди.
Завершает лекцию цитатой Льва Толстого:
«Выгоды неподчинения больше выгод подчинения.»
НИ ДОЛЛАРА ПРАВИТЕЛЬСТВУ
Запись о подготовке к лекции была опубликована «Эхом Москвы» 17 января на личной странице Тамары Эйдельман.
«Готовлюсь к лекциям в Ельцин-центре — о людях, которые осознанно нарушали законы, чтобы пойти в тюрьму, и о тех, кто демонстративно не платил налоги. Эти два способа гражданского неповиновения кажутся мне невероятно важными — и невероятно сложными.»
Лейтмотив лекции – неуплата налогов как форма мирного «гражданского сопротивления».
«КОГО НЕ УСТРАИВАЕТ ВЛАСТЬ, ЕЁ МОЖНО АТАКОВАТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛОГОВ».
Наш комментарий: Эйдельман пользуется методом либерального анализа, исключающего генетический метод (рассмотрение явления в развитии от генезиса к завершению) и культурно-исторический контекст события, что позволяет переносить методы «ненасильственного сопротивления» в Европе и Северной Америке XVII–XVIII веков, проецировать их на современную Россию.
В действительности, все это примеры раскачки революции либеральной буржуазией. В современной ситуации – раскачки «цветной» революции.
«Так как в России такая форма из-за незрелости гражданского общества не развита (печальная тема)», лектор обозначает, что даёт образцы «налогового сопротивления», как формы протеста молодой буржуазии, на примерах Англии и США в начале нового времени.
В Англии родоначальником и образцом такого сопротивления власти стал Джон Гэмпден, один из лидеров парламентской оппозиции накануне Английской революции XVII в.
Он не стал платить «корабельную подать», которую король ввёл без решения парламента и был отправлен в тюрьму. За то, что сидел в тюрьме, приобрёл огромную популярность в английском обществе.
Парламент приговорил к смерти двух сторонников короля, и король струсил и подписал указ о их казни. Король решил наказать депутатов-смутьянов, но их укрыли в Сити. Король нарушил закон, явился в парламент с вооруженными людьми.
Тамара Натановна с восхищением рассказывает о памяти в Англии о Гэмпдене: памятники, названы улицы, города, скверы. Но главное, он научил выступать против государства.
Мельком проходит сюжет, что это было вовсе не мирное противостояние («революция потом»).
Что касается казни короля Карла I Стюарта, Эйдельман замечает:
«Карла I Стюарта казнили, но во многом он сам был творец своей судьбы. Пытался подавить парламент».
То, Что Джон Гэмпден был участником революции, примкнул к индепендентам, был смертельно ранен в бою с королевскими войсками, — не актуализируется.
«НАЛОГИ БЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА — ЭТО ТИРАНИЯ»
Подобный пример «мирного гражданского налогового сопротивления» в 13 английских колониях в Северной Америке, что стало прелюдией Гражданской войны за независимость от Великобритании (1775–1783).
Налоги без представительства – это тирания. Сами по себе налоги были невысокими, но колонистов возмущало, что в английском парламенте не было их представителей, то есть они не утверждают налогов.
Тамара Натановна восхищённо рассказывает, как в августе 1765 года на «священном дереве» вязе колонисты повесили чучело ненавистного сборщика Гербового налога Эндрю Оливера. Рядом болтался башмак с зеленой подошвой (намёк на инициатора Гербового сбора Дж. Гренвилля), из которого вылезал дьявол с вилами наперевес.
В базарный день крестьяне, ехавшие в Бостон со своими товарами, должны были получать от чучела пародийный гербовый штамп. Позже чучело протащили по улицам города и сожгли вместе с новым домом Оливера (лектор смягчает — «конюшней»).
А старый вяз превратился в символ сопротивления. Его изображения распространялись по всей Новой Англии и даже за ее пределами. «Деревья свободы» появились и в других местах, от Род-Айленда до Южной Каролины.
«Это совершенно мирный протест, – заверяет лектор. Американская война за независимость — другая история».
«ЛИГА ЖЕНЩИН, НЕ ПЛАТЯЩИХ НАЛОГИ В АНГЛИИ»
Наш комментарий. «Лига женщин, не платящих налоги в Англии» как образец борьбы «за правильные выборы» «хороших граждан» в современной России.
Женщины в Англии не имели избирательных прав, отказались платить налоги, пока им не дадут права вплоть до 20-х годов X века.
Зал слушает эмоциональный рассказ лектора о выдающихся женщинах-суфражистках (борцов за избирательное право женщин) из «Налоговой лиги» Дороти Фрэнсис Монтефиоре и Элизабет Уилкс.
В 1897 году Дороти Фрэнсис Монтефиоре предложила формирование налоговой лиги женского сопротивления. В 1906 году в знак протеста против отсутствия политического представительства, она отказалась платить свои налоги и забаррикадировалась против полиции в своем доме, держав оборону в течение шести недель.
Лига использовала этот случай как возможность для демонстрации и рекламы. Монтефиоре обращаясь к частым толпам через верхние окна дома.
Через 6 недель отправлена в тюрьму. Элизабет Уилкс, казначей лиги, отказалась платить налог в 1908 году. Английские женщины добились избирательного права только после Первой мировой войны.
«МЕНЯ НЕ ПЕРЕСТАЮТ ПОРАЖАТЬ ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ ОТКАЗА ПЛАТИТЬ НАЛОГИ».
Тамара Эйдельман
Наш комментарий. Здесь прямой намёк на оценку внешней политики Путина, которая характеризуется либералами как «агрессия» на Украине и Ближнем Востоке, расходов государства на оборону страны как «милитаризации» России на «защиту национализма», а не суверенитета.
Лектор приводит примеры прогрессивных деятелей, не оплачивающих своими налогами военные преступления правительства.
Джон Вулман, квакер, североамериканский торговец, портной, автор дневника, странствующий проповедник, один из первых противников рабства в колониальной Америке, критиковал экономическое неравенство и обязательную воинскую повинность. С 1755 года во время франко-индейской войны призывал к организации налогового сопротивления, чтобы прекратить финансовую поддержку вооруженных сил.
Генри Торо. Тамара Эйдельман посвятила много добрых слов Торо, как человеку, который считал, что законы можно не соблюдать в первой лекции, теперь она акцентирует внимание аудитории на позицию Торо в отношении уплаты налогов, цитируя пространную цитату из трактата Торо «О гражданском неповиновении»:
«Я не платил подушный налог шесть лет. Однажды из-за этого меня посадили в тюрьму на одну ночь, и, пока я находился там, рассматривая каменные стены двух или трехфутовой толщины, деревянную дверь толщиной в фут, окованную железом, и железную решетку, заслонявшую свет, я не мог не поражаться глупости того общественного устройства, что рассматривало меня просто как кусок плоти с кровью и костями, который можно запереть.
Я полагаю, они наконец-то решили, что нашли мне наилучшее применение, но жаль, что они не додумались воспользоваться моими услугами каким-либо иным образом. Я думал о том, что если бы между мной и моими согражданами была бы действительно каменная стена, то им бы пришлось с большими трудностями перебираться или пробиваться через нее, чтобы стать такими же свободными, как и я. Ни на мгновение я не чувствовал себя заключенным, а стены являли собой пустую трату камней и раствора.
Они просто не знали, что делать со мной, и вели себя как невежды. В каждой угрозе и в каждой похвале была грубая ошибка, потому что они думали, что мое главное желание — быть по ту сторон уэтой каменной стены. Я не мог не улыбаться, глядя как старательно запирали они мои мысли, которые однако не испытывали никаких помех, а ведь именно они и были опасны.
Что ж, поскольку мысли им не доступны, они решили наказать мое тело, как мальчишки, обижающие собаку человека, на которого они затаили зло. Я понял, что государство страдает слабоумием, что оно отжило свой срок…
Эйдельман комментирует:
«Торо хотел бы жить без государства. Если бы тысячи людей не заплатили налоги, то произошла революция. Я отказываю в лояльности государству. В налоговой декларации не указано, куда идет налог. Связь между налогами и войной резонная связь».
«ГОСУДАРСТВО ГРЕХОВНО, ПЛАТИТЬ НАЛОГИ НЕ НАДО, СЛУЖИТЬ В АРМИИ НЕ НАДО».
Наш комментарий. Генри Торо — американский писатель, философ, публицист первой половины XIX века, аболиционист. Выступал против американского правительства и американских законов, легитимирующих рабство на Юге США, против войны, которую вели в его время Соединённые Штаты в Мексике.
Как гражданин, он не являлся противником вообще правительства и уплаты налогов, но призывал «уже сейчас подумать о лучшем правительстве».
«Может ли гражданин хоть на секунду передоверить свою совесть законодателю? Зачем тогда каждому человеку совесть? Я думаю, что мы прежде всего должны быть людьми, и только потом — подданными.
Нежелательно воспитывать такое же уважение к закону, как к справедливости. Единственная обязанность, которую я могу принять на себя, — это в любое время делать то, что я считаю справедливым».
Эйдельман: Меня не перестают поражать цивилизованные формы отказа платить налоги на Западе.
Революция одного человека:
Есть люди, которые посылают объяснительные, почему не платят налоги, или сознательно сокращают имущество. Упорно-упорно отказываются платить налоги. Или я платят налоги тому, кому хотят — на благотворительность, НКО.
Государство греховно, платить налоги не надо, служить в армии не надо.
В заключение Тамара Натановна приводит уникальный случай налогового сопротивления в современное время экологической активистки в Калифорнии, которая 2 года, с 10 декабря 1997 по 1999 прожила на дереве секвойе, не дав его срубить. Она устроила себе жилище на дереве, команда поддерживала её продуктами. Лес был сохранён.
«Писательница. 150 тыс. долларов налогов перевела на благотворительность, а не на глупости».
«Почему не сработало в России?» — сокрушается лектор. Ведь был прецедент: В 1906 году после роспуска часть депутатов Государственной Думы, около 200 человек, уехали в Выборг в Финляндию. 180 подписали Выборгское воззвание.
Правительство не имеет право без представительства ни собирать денег, ни призывать солдат. Воззвание не имело последствий.
Почему? Напрашивается ответ: В России нет традиции платить налоги. Половина не платит налоги.
Чтобы развивать это направление, нужно гражданское общество. Англии, например, пришлось потратить на это около 500 лет.
ИЗМЕНА ОТЕЧЕСТВУ НА ПРИМЕРЕ «АНТИГОНЫ» СОФОКЛА
Если бы историк Т. Н. Эйдельман выстраивала свою лекцию на научной основе, а не на идеологической, то она вряд ли измену брата Антигоны воспела как проявление гражданского неповиновения.
Предательство в понимании греков было http://rusnod.ru/novosti/v-rossii/pyataya-kolonna/2020/02/06/pyataya-kolonna_68566.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4