История села Каракашлы
Деревня Каракашлы при безымянной реке в 37 верстах от Бугульмы - деревня башкир рода «Кыргыз» Киргизской волости (с 1866 г. - Чекановской) Бугульминского уезда Оренбургской (1865 г. - Уфимской) губернии.
В 1795 г. при 25 дворах 179 башкир, в 1 доме 8 тептярей, в 3 домах 15 ясачных татар, в 3 же дворах 12 служилых татар. «Припущенных башкирами на вечность из платежа ежегодно 10 коп. с двора, за постройку домов единовременно по 5 руб. с двора тептярей 10 душ, ясачных татар 8 душ, служилых татар 13 душ муж. пола». В 1816 г. - 91 душа башкир муж. пола (30 дворов). В 1834 г. - 312 башкир-вотчинников, 35 башкир-припущенников. В 1859 г. при 117 дворах - 803 крестьянина (казен.) и башкира.
В 1840 г. только на 347 башкир сеяли 35 четвертей озимого, 297 четвертей ярового хлеба. Сажали 4 четверти картофеля.
В 1877 г. на отмежеванной властями даче д. Байряки поселились башкиры из д. Каракашла, создав «выселок Кульчаново» . Однако байраковцы захватили их земельные угодья.
Каракашлы (Кэрэкэшле) - село в Ютазинском районе, на р. Ютаза, в 24 км к северо-западу от поселка городского типа Уруссу.
На 2002 г. - 869 жителей (татары), а предки их Башкиры.
Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека. Краеведческий музей.
Известно с 1765 г. В 18 - 19 вв. в сословном отношении жители делились на башкир-вотчинников, тептярей, государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, отхожими промыслами, торговлей. По сведениям 1889, в Каракашлы функционировали мечеть, 7 водяных мельниц. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3614 дес.
До 1920 г. село входило в Сумароковскую волость Бугульминского уезда Самарской губернии. С 1920 г. в составе Бугульминского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Бавлинском, с 10.02.1935 г. в Ютазинском, с 01.02.1963 г. в Бугульминском, с 12.01.1965 г. в Бавлинском, с 06.04.1991 г. в Ютазинском районах.
Число жителей: в 1795 г. - 213, в 1859 г. - 803, в 1886 г. - 1261, в 1889 г.- 1335, в 1897 г. - 1676, в 1920 г. - 1958, в 1926 г. - 2080, в 1938 г. - 1532, в 1949 г. - 1501, в 1958 г. - 1021, в 1970 г. - 1466, в 1979 г. - 1269, в 1989 г. - 977 чел.
История происхождения части жителей с.Каркашлы. По результатам ДНК-тестирования :
Недавно в проекте National clans на FTDNA[8], появился 37-маркёрный гаплотип 352662 САБИТОВ МАЖИТ(1932-30.01.2022) его родители Сабитов Сагыйт(1902-1976) и Таусыйфа(1907-1967) жили в д.Ак-Чишма .БАШКИРЫ из сако-динлинской подветви R1a-Y2632, всего на два шага отличающийся от башкирских карый-кыпсаков. В качестве предка у 352662 указан Churagul (b. 1741 - b. 1811), а родовые земли с.КАРАКАШЛЫ village, Республика Татарстан, Ютазинский р-н. Примечательно, что на этих землях расселялись башкирские кипчаки, и там была известна в 1730-х гг. Кипчакская волость
По формуле СКРЖАММ время жизни общего предка у 352662 Sabitov Bashkir с башкирскими карый-кыпсаками, чуть более 300 лет назад, — т.е. начиная примерно от Сарыбайсала (XVI в.) вплоть до Аиткула (XVIII в.) предположительно линия 352662 Sabitov Bashkir разделилась с башкирскими карый-кыпсаками.
Имя предка ‘Чурагул’ у гаплотипа 352662 — является родовым для кунов (в башкирском произношении Сурагул), и имеет основной корень — ‘Сура’, что значит ‘праведный богатырь’, или ‘витязь который сражается за правду’.
Гаплотипу 352662 рекомендован снип SUR1, характерный для линии Басмана сына Кузы Бурнака, среди потомков которого числятся и башкирские кипчаки
Во-первых поздравляю.
Ваш дед принадлежит к славным потомкам сако-динлинских племён. Его снипы Y2632, Y2633, Z2123, Z2124, Z2125, Z93, Z94, L342.2. Вы не заказывайте эти снипы, они 100% у него есть.
Дальние родичи клана из которого ваш дед - живут в Пенджабе, Лахоре и Сеистане, общий предок у вашего деда с ними жил в сакские времена. У них такие же снипы как у нашего клана, и такие же как у вашего деда, т.е. Y2632, Y2633, Z2123, Z2124, Z2125, Z93, Z94, L342.2. . Сеистан - так и переводится как 'саков страна'.
Кстати у вас указано имя предка вашего деда Чурагул. На языке башкир и кунов - это имя звучит как Сурагул. Сура чтобы вы знали - это одно из родовых имён нашего клана, Сура значит 'праведный богатырь, или витязь который сражается за правду'. К примеру моих далеких предков звали Сура и Сураман. В FTDNA указано имя моего предка - Сураман, а мой номер 209978 указана как Sura Bashkir.
Сако-динлинские племена в настоящее время определены именно снипами Y2633 и Y2632, остальные снипы в этом списке более древние. Часто просто указывают один снип Y2632.
У башкир сако-динлинская ветка представлена кланами кыпсак, телеу, нугай-бурзян.
'Кыпсак' с башкирского переводится как - 'малые саки, часть саков'. 'Телеу' - это память о вхождении нашего клана в союз племён теле (динлин). А Нугай-Бурзян указывает что с 13 по 16 вв. наши кланы входили в Ногайскую орду. Ваш дед из кыпсаков, потомок ногайского мирзы Басмана.
История очень долгая по нашему роду - сейчас всего не смогу рассказать. Детали расскажу позднее.
Свяжитесь со мной по скайпу - там пообщаемся. Мой скайп Sawromat.
Историю клана из которого родом ваш дед - вы можете подробно прочитать здесь:
http://suyun.info/index.php?p=07082014
http://suyun.info/index.php?p=07082014_2
http://suyun.info/index.php?p=06062013
Но особенно рекомендую вам приобрести в подарок для вашего деда книгу в подарок об истории его рода:
http://wild-honey.ru/index.php?p=prodprop&id=12
А вот тут о ДНК-генеалогии для новичков:
http://suyun.info/index.php?p=muratov
Добрый день
Краткие вехи истории нашего рода:
1) 5-4 тыс. до н.э. миграция ариев с юга Русской равнины на Южный Урал.
2) II-I тыс. до н.э. арии делятся на сайримов (сармат), туранцев и иранцев. Мы туранцы.
3) С конца II тыс. до н.э. туранцы уже делятся на саков-динлин, массагет и усуней. Мы саки-динлины.
4) I тыс. до н.э. разделение саков и динлин на два разных народа - саков и динлин.
5) Разделение саков на различные племена. Мы потомки сакского клана Хиона.
6) В конце I тыс. н.э. хиона совместно с другими сакскими племенами заключают союз с уграми и образуют новый народ - аорсов.
6) В нач. I тыс. н.э. аорсы распадаются на авар (вархонитов), аланорсы (западные аорсы), абаров (восточные аорсы). Потомки аланорсов - сейчас живут среди карачаевцев (фамилии Боташевы, Акбаевы), а наш клан (в том числе и тот из которого ваш дед) - это абары (т.е. восточные аорсы).
7) К 3 в. н.э. абары переселяются с Южного Урала на Тарбагатай, и далее в Джунгарию.
8) С середины I тыс. н.э. наш клан фигурирует в составе таких родов как куны (входили в союз племён теле), а также Ашина и тюргеши. Наш клан всё более двигается на восток, с Джунгарии на место современной Монголии и в Ордос.
9) К 7 в. н.э. после Огуз-хана наш клан в составе племён теле - делится на каев и кыпсаков. От каев произошли османы. А мы кыпсаки, что значит - малые саки, часть саков. В то время наш клан уже обитает во Внутренней Монголии.
10) В 10-11 в. н.э. после резни которую устроили кидани нашему клану, глава нашего рода Кун-йан - что значит Кунов душа, уводит наш клан с Внутренней Монголии обратно на Урал, и в 1054 г. наши предки после более 500 летнего пребывания в Центральной Азии вновь возвращается на Урал. Кун-йан закладывает союз племён под названием Дешти-Кипчак, что значит Степь кыпсаков. В Дешти-Кипчаке наш клан получает новое имя - токсоба (токсобичи в русских летописях). Токсоба - это память о том, что наш клан состоял в союзе племён теле - токуз-огузов. Было и внутренее имя нашего клана - оло буре - оно значит 'великий волк'.
11) В 1056 г. начинается переселение племён союза Дешти-Кипчака с Урала на Дон, Днепр.
12) В 13 в. наш клан в течении трёх поколений - Лач Сурамана, Акобы и Башмана - оказывает яростное сопротивление монголам. В итоге монголы побеждают, вырезают наш клан практически полностью, то есть наш клан в 13 в. прошёл так называемое бутылочное горлышко. Часть представителей нашего клана попадают на службу монголам - такие к примеру как Тутук. Другие - такие как Акоба и его сын Башман был убиты, но остались потомки Башмана - Атыгай и другие его сыновья, которых монголы не казнили, а взяли к себе на службу, мы потомки Башмана ( в том числе и ваш дед). Монголы уводят потомков Акобы и его сына Башмана в Крым, а потомков Тутука в Китай.
13) К 14 в. один из потомков Башмана - Севинч-буга достигает знатного положения при Орде, за что получает титул даругачи и баскака от монголов.
14) В Орде наш клан занимает промонгольскую позицию, и в дальнейшем поддерживает группировку Ногая, с этого времени по 16 век наш клан - ногайский.
15) В 15 в. вместе с Улуг-Мухамедом и с одним из потомков Севинч-буги - Суюном-ходжой наш клан возвращается из Крыма в Поволжье и на Урал. В Башкирии наш клан образует Ногайскую дорогу, т.к. Суюн-ходжа как и его предок Севинч-буга - был даругачи. Обратите внимание на
п.16
16) В нач. 16 в. уже в Башкирии наш клан распадается на телеу и кыпсаков, которые возглавляют два сына Бурнака, где телеу потомки Туры, а кыпсаки потомки Басмана. Ваш дед потомок Басмана
17) В сер. 16 в. наш клан представлял договоры по присоединению Башкирии к Русскому государству - от нескольких башкирских кланов. Известно что от башкир ездили Иске-бий, Шагали Шакман, Мишавли Каракужак и Бикбау. Так вот мы проверили тамьянов - потомков Шагали Шакмана - и у них оказался такой же снип Y2632 как и у кыпсаков, от которых ездил за договорами Мишавли Каракужак.
Включу шежере вашего деда в наше общее шежере на
myheritage.com
Т.к. существует большая доля вероятности что он потомок Суюна, брат Байгула.
Легендарная верхняя часть шежере, начиная от Кара-хана и Огуз-хана у вас уже есть.
То что ваш дед потомок Суюна, на это указывает имя предка вашего деда - Чурагул, и расчет времени жизни общего предка - около 300 лет назад.
Кстати добавьте информацию в профайл вашего деда - если у вас есть желание.
После фамилии Sabitov можно указать что он Bashkir, т.е. Sabitov Bashkir - т.к. это необходимо учёным, ведь не с каждым вы сможете общаться, и многие думают что Sabitov - татар, и поскольку всего 300 лет отъединяет вашего деда от башкирских Y2632 - то непонятно происхождение вашего деда, для тех учёных - кто не в курсе этого. Добавлять информацию Bashkir к фамилии Sabitov - добровольно разумеется и не принципиально, но желательно.ШЕЖЕРЕ(РОДОСЛОВНАЯ) САБИТОВЫХ И ЗАГИДУЛЛИНЫХ.
Комментарии 9