Есть слова, которые мы часто употребляем, но при этом совершенно не помним, что когда-то они были еще и чьими-то именами.
1. Хулиган — это фамилия ирландской семьи, отличавшейся очень буйным нравом. Главным был молодой Партик Хулиган, фамилия которого то и дело мелькала в полицейских отчетах и газетных хрониках.
2. Шовинизм происходит от имени наполеоновского солдата Николя Шовена, который особенно рьяно служил Наполеону и Франции и имел привычку выражать свой патриотизм и исключительность своей страны в пафосных простонародных речах. Что примечательно, фамилия происходит от слова «лысый» (сalvinus).
3. Саксофон. Адольф Сакс представил свое изобретение как «мундштучный офиклеид». Этот инструмент назвал саксофоном друг изобретателя композитор Гектор Берлиоз в статье, посвященной изобретению, и слово тут же стало популярным.
4. Сэндвич. Джон Монтегю IV граф Сэндвич занимался подготовкой кругосветной экспедиции Джеймса Кука, и, так как ему некогда было отвлекаться на еду, он придумал простой и удобный сэндвич.
5. Бойкот. Британец Чарльз Бойкот работал управляющим у одного землевладельца в Ирландии. Однажды работники устроили забастовку и стали игнорировать англичанина. А благодаря британской прессе, освещавшей эти события, фамилия Бойкот стала именем нарицательным.
6. Джакузи. Итальянец Кандидо Якуцци (Jacuzzi) изобрел джакузи (джакузи — неправильное «американское» произношение этой итальянской фамилии, которое, однако, прочно укоренилось во многих языках мира).
7. Оливье. Повар Люсьен Оливье известен как создатель рецепта знаменитого салата, оставшегося тайной, которую Оливье так и не разгласил до самой смерти.
8. Бефстроганов. Французский повар графа Александра Григорьевича Строганова изобрел это блюдо. На французский манер оно звучит как bœuf Stroganoff, то есть «говядина по-строгановски».
9. Лодырь. Немецкий врач Христиан Иванович Лодер открыл Заведение искусственных минеральных вод, в котором пациентам советовал быструю ходьбу в течение трех часов. Простой люд, глядя на эту суету, придумал выражение «лодыря гонять».
10. Шарлатан. Слово шарлатан по легенде произошло от имени французского врача Шарля Латена. Он проводил бессмысленные операции, обещая полное выздоровление, и, получив деньги, скрывался. А несчастным пациентам становилось только хуже.
11. Галиматья. Французский лекарь Галли Матье верил в целительную силу смеха. Он лечил пациентов хохотом, для чего смешил их анекдотами и разной галиматьей.
12. Пасквиль. В Риме жил один острый на язык гражданин по фамилии Пасквино. Народ его очень любил. Однажды недалеко от дома Пасквино установили статую, которую в народе назвали в его честь. Римляне по ночам стали обклеивать статую листовками, в которых язвительно высказывались о своих правителях.
13. Блютус (blue tooth — буквально «синий зуб»). Разработчики назвали эту технологию в честь короля викингов Харальда I Синезубого (Harald Blåtand), который объединил Данию и Норвегию.
14. Июль и август. Июль назван в честь Юлия Цезаря. Август — в честь римского императора Октавиана Августа.
15. Меценат. Первого из известных истории меценатов звали Гай Цильний Меценат.
16. Силуэт. Этьен де Силуэт был контролером финансов во Франции, но после неудачной попытки провести реформу был вынужден покинуть свой пост. Тогда он изобрел новый метод развлечения — обводить тень человека на стене. Эта идея так понравилась его гостям, что слава Силуэта разнеслась по всей Европе.
17. Мансарда. Архитектор Франсуа Мансар впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой крышей носит название мансарда.
18. Кардиган. Генерал Джеймс Томас Браднелл, седьмой глава графства Кардиган, изобрел этот предмет гарбероба.
Говорят, противоположности притягиваются. У самого тихого и смиренного русского царя Федора Иоанновича жена была самолюбивой и гордой. Сестра Бориса Годунова, Ирина имела и силу воли, и стремление к власти. После смерти своего мужа она стала не просто царствующей вдовой, но на некоторое время новой правительницей всея Руси.
Брат и сестра, Борис и Ирина, были из незнатного костромского рода Годуновых, который история запомнила за коварное стремление к власти. Еще детьми они оказались при царском дворе и воспитывались с сыновьями и дочерьми Ивана Грозного, поэтому и были уверены в исключительности своей семьи, которую жаловал царь.
Общее детство с миролюбивым Федором, сыном и наследником грозного царя, сделало Ирину его любимицей, и их брак лишь укрепил влияние Годуновых. Не было обычного смотра невест, других претенденток, наследник выбрал именно её. И через обожавшего, но слабовольного мужа Ирина Годунова могла влиять на происходящие события. Муж – постник и молчальник, не интересовавшийся придворными интригами. А жена, наоборот, одна из самых влиятельных женщин своего времени: принимала иностранных послов, участвовала в заседаниях Боярской думы.
Но будучи настоящей царицей, Ирина познала и другие последствия власти – нелюбовь бояр и многочисленные интриги, угрожавшие если не жизни, то положению царицы уж точно. Спустя три года с начала царствования Федора Иоанновича, возникает заговор бояр против Годуновых, с которым им удалось расправиться.
Усугубляло положение еще и то, что наследник у Федора и Ирины так и не рождался: единственный ребенок – девочка Феодосия - умерла в возрасте двух лет. Это был главный козырь бояр, пытавшихся даже обвинить женщину в бесплодии и сослать в монастырь. Однако, очевидно, что причиной были проблемы со здоровьем царя Федора, а не крепкой и молодой царицы. Но пока любящий муж и законный правитель оставался жив, Ирина могла оградить себя от боярских козней.
Ситуация осложнилась после смерти Федора Иоанновича, назначившего преемницей свою жену. Теперь борьба за власть обострилась до предела, и можно было либо победить, либо лишиться жизни. Единственным заступником Ирины оставался брат Борис, и именно его теперь нужно было посадить на трон, ведь женщина с этой ролью вряд ли бы справилась.
Брат и сестра вели очень дальновидную и хитрую политику. Царский титул в это время был для них желанным, но слишком ненадежным. Отказавшись от трона, царица приняла монашество в Новодевичьем монастыре, формально оставаясь правительницей Руси, а брат Борис скрывался там вместе с ней.
И теперь сами бояре вынуждены были звать на трон Годуновых, опасаясь смут и междоусобиц. Но брат и сестра продолжают отказываться от власти, и только после Великого собора, когда Бориса Годунова выбирают не только бояре, но и весь русский народ, он становится новым царем.
Быть может, попытка Годуновых сплотить Русь сильной властью могла бы стать удачной, но история пошла по-другому, и теперь мы помним Бориса, как одну из самых противоречивых и коварных фигур, а Ирину, как царицу, из-за которой прервалась династия.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4