Партизанка и Герой Советского Союза (посмертно) Зоя Космодемьянская (1923-1941) перед своей казнью сказала фашистам, что за ее смерть отомстят товарищи. Так и случилось. За смерть девушки-красноармейца и диверсанта отомстили. Сделал это в том числе и ее младший брат, Герой Советского Союза Александр Космодемьянский.
Начало
Родился Александр в Тамбовской области, в деревушке Осино-Гай. Когда ему исполнилось 5 лет, семья Космодемьянских уехала и обосновалась в Москве. Александр еще учился в школе, когда началась война и его сестра ушла добровольцем на фронт.
После пыток и казни старшей сестры Космодемьянский дал себе клятву отомстить за ее гибель. Он ушел на фронт в октябре 43-го. Служил в 42-ой танковой бригаде Западного фронта. На борту его боевой машины все годы войны была начертан девиз «За Зою!» Весь свой путь на войне он преследовал цель найти палачей сестры и поквитаться с ними.
Первый бой, в котором участвовал 18-летний Александр, произошел 21 октября 1943-го в Белорусской ССР под городом Орша. Космодемьянский участвовал в освобождении от немцев Прибалтики, Белоруссии, позднее дошел до Восточной Пруссии.
Героизм и гибель
Александр Космодемьянский продемонстрировал в годы войны достойную памяти сестры отвагу. Он участвовал в штурме крепости и в разгроме фашистской армии под Кенигсбергом, за что был удостоен чести командовать батареей ИСУ-152 320-го танкового полка. В Пруссии он отличился особо: взорвал фашистский склад боеприпасов, артиллерийскую батарею, под градом снарядов преодолел мост через канал Ландграбен, а затем и советским войскам обеспечил беспрепятственную переправу на другой берег.
В начале апреля батарея Космодемьянского взяла штурмом форт «Королева Луиза», захватила в плен несколько сотен фашистов, вражеские склады боеприпасов и 9 боеспособных танков. Всего месяц Александр не дожил до окончания войны. Он погиб 13 апреля в 19-летнем возрасте. Произошло это в бою за город Фирбрюдеркруг, что немного западнее современного Калининграда. Так закончился короткий жизненный путь Героя Советского Союза Александра Космодемьянского.
В исторических архивах сохранились воспоминания матери Александра, которая не хотела опускать сына на войну, уже унесшую жизнь ее дочери. Младший Космодемьянский умолял ее смириться с его выбором, иначе он просто не смел бы людям в глаза посмотреть. Семья Космодемьянских получала с фронта письма от солдат, которые обещали отомстить врагу за смерть Зои.
Дань памяти
Александр Космодемьянский покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом со своей сестрой. На месте его героической гибели учрежден мемориал памяти. Именем Александра назван поселок в Калининградской области, а также открытая в 1970 году малая планета («1977 Шура») в поясе астероидов, вращающемся вокруг Солнца.
В столице есть улица, тоже названная в честь положивших свои жизни за дело освобождения Родины брата и сестры Космодемьянских. На ней установлена стела с их именами. Помимо звания Героя СССР Александр был посмертно награжден несколькими орденами: Отечественной Войны I и II степени и им. Ленина.
Эти фразы известны, пожалуй, всем. Их очень часто употребляют в повседневной речи, даже не подозревая, что смысл этих высказываний с течением времени был искажён.
1. О мёртвых либо хорошо, либо ничего... Если быть точным, то древнегреческий поэт и политик Хилон из Спарты, живший в VI в. до н. э., на самом деле сказал «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».
2. Век живи — век учись Эту фразу можно услышать практически от каждого учителя. Но при этом мало кто знает, что в оригинале она звучала так «Век живи — век учись тому, как следует жить», а автор этого изречения — Луций Анней Сенека.
3. Цель оправдывает средства Авторство этой фразы принадлежит основателю ордена иезуитов Игнатию де Лойола. В оригинале она звучит так «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».
4. Истина в вине Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».
5. Любви все возрасты покорны Эту цитату из «Евгения Онегина» часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, тогда становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Генералиссимус Александр Суворов – незыблемая фигура российской военной истории. Но это не мешает ему быть человеком: с неожиданными фактами биографии, черными страницами жизни и простыми слабостями.
Шведское происхождение
Вот что написал Суворов к изготовлению диплома и герба на пожалование его в графское Российской империи достоинство. «По востребованию от меня о употребляемом мною гербе и отличностях предков моих и собственно моих заслугах имею сообщить следующее.
В 1622 году при жизни царя Михаила Федоровича выехали из Швеции Наум и Сувор и по их челобитью приняты в российское подданство, именуемы «честные мужи» разделились на разные поколения и по Сувору стали называться Суворовы. Сим и других их поколениев за крымские и иные походы жалованы были поместья, до государствования императора Петра Первого».
Исследователи находили в разных документах фамилию Суворов еще в XIV веке, и говорят, что происхождение Суворова из Швеции возможно, но лишь формально. Дело в том, что по условиям Орешковского мирного договора в 1323 году к Швеции отошла часть Карелии. И вот новгородцы и карелы, которые жили на тех землях, переселялись уже из Швеции в Россию.
Суворов - интендант
Все привыкли к тому, что Суворов – великий полководец - так, будто он и родился уже боевым командующим полка. Но начинал Александр Васильевич как интендант, по-нашему прапорщик. Гений войны часто любит больше правильное снабжение, чем героизм. И Суворов, будучи уже блестяще обученным военным, к первому своему военному заданию – по снабжению своего полка провиантом – отнесся с полнейшей самоотдачей.
Ему нужно было перевезти груз к городу Мемелю (теперь Клайпеда) по реке Данге, но она уже тогда была довольно мелкой, это заранее никто не проверил, баркасы сели на мель. Суворов тут применил свой талант «кризисного менеджера»: в кратчайшие сроки нанял подводы – сотни единиц – у местных жителей, уместившись при этом в бюджет. За это командующий и приближенный Елизаветы Петровны граф Бутурлин выразил благодарность Суворову.
Граф Италийский
Швейцарский поход Суворова, пусть и бессмысленный из-за бездействия союзников, - всемирно известная страница военной истории, а вот об успешном освобождении от якобинцев итальянских государств известно гораздо меньше. Именно за итальянскую операцию Суворов получил титул князя Италийского – от Павла I, графа Священной Римской империи – от австрийского императора, гранда и принца королевской крови – от короля Пьемонта.
Освобождение Италии Суворов начал из остававшейся за австрийцами Вероны: он легко взял у французов города Брешия, и – молниеносным броском казаков – Бергамо. Более или менее серьезное сражение произошло на реке Адда, где опять же отличились атаманы Денисов и Греков. За три дня вся Ломбардия была освобождена, кроме Милана, который был взят бескровно на пасху, и Суворов ходил по городу и христосовался с итальянцами. Недавно в честь пребывания генералиссимуса в городе на фасаде палаццо Бельджойзо, где он жил три дня, повесили мемориальную доску.
Между прочим, Суворов еще и поддержал восстание крестьян в Северной Италии, обратившись с письмом к народам Италии. «Народы Италийские! К оружию! К оружию! Спешите, стройтесь под знаменами веры и отечества, и вы восторжествуете над нацией вероломной. Союзные войска двух Августейших Монархов сражаются за вас, проливают кровь для защищения веры, для восстановления прежнего вашего правления…»
Резня в Праге
Поляки, мягко говоря, недолюбливают Александра Васильевича. Вот, например, характерное высказывание польского политика из варшавского горсовета: «Для нас Суворов является чрезвычайно негативной фигурой, однако в современной истории есть много персонажей с обагренными кровью руками, от которых Россия не отмежевалась, так как это потребовало бы от нее пересмотра собственной истории». За что такое неуважение? Все из-за эпизода, который называется в нашей историографии штурмом Праги (Прага – не столица Чехии, а предместье Варшавы на другом берегу Вислы), где укрепились повстанцы Тадеуша Костюшко, а в польских учебниках часто именуется резней. Но резней штурм был неспроста. Просто поляки оборонялись очень хорошо и жестоко, уничтожили много русских.
Один из подчиненных Суворова вспоминает: «В нас стреляли из окон домов и с крыш, и наши солдаты, врываясь в дома, умерщвляли всех, кто им ни попадался… Ожесточение и жажда мести дошли до высочайшей степени… офицеры были уже не в силах прекратить кровопролитие… У моста настала снова резня. Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого, — и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас на душу. Справедливо говорят, что пролитая человеческая кровь возбуждает род опьянения. Ожесточенные наши солдаты в каждом живом существе видели губителя наших во время восстания в Варшаве. „Нет никому пардона!“ — кричали наши солдаты и умерщвляли всех, не различая ни лет, ни пола…»
Суворочка
Наталья – единственный ребенок Суворова, родилась от Варвары, урожденной княжны Прозоровской. Из-за малодетности и плохих отношений с женой злые языки Суворова даже зачисляли в скопцы. Наталья, которую генералиссимус называл шутливо Суворочкой, воспитывалась в Смольном институте, и регулярно получала от отца нежные военные письма.
«Милая моя Суворочка! Письмо твое от 31 числа Генваря получил; ты меня так утешила, что я по обычаю моему от утех заплакал. Кто-то тебя, мой друг, учит такому красному слогу, что я завидую, чтобы ты меня не перещеголяла. Милостивой Государыне Софье Ивановне мое покорнейшее почтение! О! ай да Суворочка, как уже у нас много полевого салата, птиц, жаворонков, стерлядей, воробьев, полевых цветков! Морские волны бьются в берега, как у нас в крепости из пушек. От нас слышно, как в Очакове собачки лают, как петухи поют. Куда бы я, матушка, посмотрел теперь тебя в белом платье! Как-то ты растешь! Как увидимся, не забудь мне рассказать какую-нибудь приятную историю о твоих великих мужах в древности. Поклонись от меня сестрицам. Благословение Божие с тобою! Отец твой Александр Суворов».
Сальвадор Дали никогда не был в России, зато Россия была рядом с ним: настойчиво, скандально, провокационно.
Она – это я!
«Русская девочка» Елена Дьяконова стала для Дали всем: Музой, возлюбленной, моделью, менеджером, кухаркой. Они встретились летом 1929 года, когда Дали было 25 лет. Это была любовь с первого взгляда. Позднее Дали напишет: «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она – это я». Ее облик совпал с тем образом загадочной русской женщины, который Дали из своих снов проецировал на действительность. А женский идеал Дали, как известно, это элегантная женщина, которая «во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...» Лицо ее отмечено не ярко выраженным уродством, которому не требуется красота, зато «руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору». А еще: крутые, поджарые бедра, волнующий рисунок плеч и глаза, которые «обязательно должны хотя бы казаться умными». Остается загадкой, действительно ли Гала родилась в Казани и уехала из России задолго до революции, прихватив только иконы и книги, или ее «русская биография» только плод бесконечных мистификаций гениальной женщины-загадки.
Несостоявшееся путешествие
В августе 1953 года, глядя на маленький золотой полумесяц, возвышающийся над спинкой кресла, - подарок Артуро Лопеса, Дали записывает: «Через год мы сможем поехать в Россию, иначе с чего бы это здесь, в Порт-Льигате, прямо у нас в комнате вдруг появиться этому креслу-саням, да еще с полумесяцем?» В идеале Дали планировал отправиться в путешествие на роскошной яхте «Гавиота», а «благодаря последним политическим событиям» встречать в России его должны были «восемьдесят юных девушек». «Я немного поломаюсь. Они будут упрашивать. В конце концов, я уступлю и сойду на берег под оглушительный взрыв аплодисментов». Под «последними событиями» Дали имеет в виду смерть Сталина в марте 1953 года. А далее – ни слова о «путешествии на Восток», в которое Дали, как известно, так и не отправился.
Стертый Сталин
В том же августе 53-го Дали размышляет о «стертом коммунизме» и Маленкове, который «физиономией, телосложением и характером похож на резинку для стирания». Сталина, по мнению Дали, «уже напрочь стерли». «И где теперь его мумия?» - Дали, возможно, не знает, что «мумия» Сталина пока еще находится в Мавзолее. Но каким пророческим окажется этот вопрос, когда в 1956 году Хрущев выступит с докладом о развенчании культа Сталина, а в 1961 году тело «отца народов» будет вынесено из Мавзолея и погребено у Кремлевской стены.
Маленков
Интересно, что обращение к образу Маленкова появится в дневниках Дали еще раз, в сценарии фильма «Тачка во плоти», который Дали планировал снять. Сюжет рассказывает «подлинную историю одной женщины, страдающей паранойей, которая влюблена в тачку, постепенно обретающую все атрибуты некогда любимого ею человека, чей труп везли на этой самой тачке. В конце концов, тачка обретает плоть и кровь и превращается в живое существо». Взрывающиеся лебеди, выпадающие из окон прямо в фонтан носороги, испанские цыгане, убивающие и расчленяющие слона, наконец, две тысячи католических священников, которые в разных направлениях пересекают на рассвете парижскую площадь Согласия. И каждый держит в руке плакат с потертым, но вполне различимым портретом Георгия Маленкова. «Тачка во плоти», по мнению Дали, должен был стать не просто гениальным, а «самым коммерческим фильмом эпохи».
Ягодица, нимб и тигр
Неоднократно обращается Дали и к образу вождя мирового пролетариата – Ленину. В 1931 году Дали напишет «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», которую ряд исследователей назовут пророческим предсказанием Второй Мировой войны. В центре - расставленные на клавишах инструмента шесть портретов Ленина, каждый из которых окружен золотым нимбом. В следующий раз Ленин появится на картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933 год). В «Дневнике одного гения» Дали рассказывает о том, что идея воплотить нового Вильгельма Телля в образе Ленина дважды являлась к нему во сне. Так появился Ленин Дали в огромной кепке, козырек которой подперт костылем. Другой костыль поддерживает огромную ягодицу вождя. На руках Ленин держит маленького мальчика, которого собирается съесть. В картине со свойственной ему болезненностью Дали создает образ отца, которого любил и изводил всю жизнь, а также собственные детские страхи. Зритель же, по всей видимости, должен стать тем психотерапевтом, который «излечит» художника от его навязчивых идей. Дали был уверен, что реализация его идеи заставит всех «обалдеть», особенно сюрреалистов. Они, действительно, «обалдели»: в гневе Андрэ Бретон пытался сорвать картину со стены, а затем за «антиреволюционный поступок» исключить Дали из рядов сюрреалистов. Затем Ленин появился на трехмерном полотне «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» - работа, которая стала вершиной пресловутого «параноидально-критического метода» Дали.
Секрет – в усах!
Дали был уверен, что его усы станут знаменитыми. Он запишет: «Моя стратегия уже принесла мне бесчисленные сочинения, посвященные моей персоне, а весь секрет в том, что мои антиницшеанские усы, словно башни Бургосского собора, всегда обращены в небо». Именно на своих обращенных в небо усах Дали разместит галерею портретов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. «Волосяная история марксизма» была запечатлена знаменитым фотографом Филиппом Халсманом и вошла в книгу «Усы Дали». Дали планировал еще и шестой кружок, который до поры до времени должен был оставаться пустым, но предназначался впоследствии для Хрущева.
Кандинский
О выдающемся русском коллеге Василии Кандинском Дали напишет буквально следующее: «Кандинский? Говорю вам раз и навсегда: нет и не может быть там никакого русского художника. Кандинский мог бы прекрасно мастерить из перегородчатой эмали дивные набалдашники для тростей — вроде того, что ношу я с тех пор, как получил его на Рождество в подарок от Галы». Почему так нелестно отзовется Дали о Кандинском – неизвестно. Может быть в отместку: русский художник «отдаст предпочтение» другому каталонцу – сюрреалисту Хоану Миро. А может, позавидует чуть большей свободе, которой обладал Кандинский, свободе от болезненных привязанностей и Золотого Тельца.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1