Почти триста лет на страже российских берегов стоит морская пехота, чей девиз: «Там, где мы, там — победа» — неизменно подтверждается настоящим делом. Готовность к подвигу у «черных бушлатов» в крови. Ольшанский десант Одной из самых известных операций с участием морпехов стал Ольшанский десант, все 55 бойцов которого получили звание Героя Советского Союза (случай беспрецедентный в истории вооружённых сил СССР). 26 марта 1944 года 3-й Украинский фронт начал операцию по освобождению Николаева от немецких войск. Боевой группе, вошедшей в вечность под именем своего руководителя, старшего лейтенанта Константина Ольшанского, была поставлена задача высадиться в районе Николаевского порта, сковав отступающие части вермахта.
На утлых рыбацких лодках морпехи затемно переправились через Бугский лиман, сняли часовых и заняли круговую оборону в районе элеватора. Немцы и помыслить не могли, что им противостоят двух взводов вооружённых стрелковым оружием, и бросили в атаку три батальона пехоты при поддержке артиллерии, миномётов, танков. Вечер 26 марта. В неравном бою пала уже половина десантников. Ольшанский по рации вызывает огонь на себя, корректирует артиллеристов. Утро 27 марта. Рация разбита осколком снаряда. В живых остаётся всего 15 ольшанцев. Командир погибает. Немцы применяют огнемёты. Морпех Валентин Ходырев, у которого в бою уже оторвана одна рука, встречает танк вермахта «по-севастопольски», со связкой ручных гранат, подорвав «панцер» вместе с собой. Утро 28 марта. Горстка морпехов отражает восемнадцатую (!) атаку. В Николаев врываются части Красной Армии. Город освобождён. 47 из 55 десантников погибло, но боевая задача выполнена. В неравном бою уничтожено около 700 немцев.
На суше и море Специальная группа, предназначенная для абордажно-десантных действий, состояла в команде ещё первого русского военного парусного фрегата «Орёл», построенного в 1669 году. Морпехи сражались с превосходящими силами врага во время Крымской и Русско-японской войн. Однако самые известные страницы истории «чёрных бушлатов» связаны с Великой Отечественной, когда роты морпехов можно было встретить на всём фронте от Мурманска до Новороссийска.
Батальон морской пехоты участвовал в кровопролитной высадке на занятые милитаристской Японией Курильские острова в середине августа 1945-го. Из-за туманной погоды советская авиация могла оказывать десантникам очень ограниченное содействие. Наших войск — около 9 тысяч, японцев — почти в 10 раз больше, порядка 80 тысяч, при нескольких десятках танков. Советские войны высаживались на необорудованное скалистое побережье с многочисленными вражескими укреплениями. Морпехи повторяли подвиг Александра Матросова, неоднократно закрывая амбразуры японских дотов собственными телами. Со значительными потерями — свыше полутора тысяч убитых и раненых — Красная Армия овладела Курильскими островами, взяв в плен около 25 тысяч солдат противника.
Морская душа Стать морпехом непросто. Нужно великолепно плавать, владеть навыками рукопашного боя и прыжков с парашютом, а также хорошо зарекомендовать себя на «обычной» флотской службе, откуда происходит набор в морскую пехоту. Не повредит и опыт погружения с аквалангом: в частях морпехов есть специальные водолазы, проверяющие берег перед высадкой боевых машин десанта.
Моряк в бескозырке и бушлате, перепоясанный пулемётными лентами, по праву стал символом мужества и стойкости. Во время контртеррористических операций в Чечне ни один «чёрный берет» не был взят моджахедами в плен, хотя полевые командиры объявили солидную награду за голову любого морпеха. Но десантники всегда любой ценой выносят своих убитых и раненых с поля битвы: боевое товарищество — превыше всего. Бытуют легенды, будто «чёрные дьяволы» ходят в бой в одних тельняшках, еле различимые в предрассветной мгле, словно бесплотные морские духи. Впрочем, морпехи всегда готовы проявить себя и в мирное время. Например, в 2007 году бойцы 382-го отдельного батальона, дислоцированного в Темрюке, участвовали в ликвидации разлива нефти после катастроф танкеров в Керченском проливе. В 2012-м — помогали восстанавливать разрушенный наводнением Крымск.
Против сомалийских пиратов С конца двухтысячных годов наши морпехи в составе международного военно-морского контингента несут патрульную службу в Аденском заливе для защиты торгового судоходства от сомалийских пиратов.
27 апреля 2009 года быстроходные лодки жителей Африканского Рога напали на танкер Новороссийского морского пароходства «NS Commander» (англоязычное название объясняется тем, что для снижения финансовых издержек судно, как и многие другие, носит флаг Либерии). Капитан маневрировал, матросы отбивались выстрелами ракетниц и струёй из брандспойта. Пираты отступали, но оставались неподалёку. На следующее утро в район атаки прибыл большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», обнаруживший и захвативший материнское судно пиратов, на котором базировались их абордажные плоскодонки. О чём беседовали морпехи с разбойниками, неизвестно, однако с тех пор об атаках на российские суда в районе Африканского Рога почти ничего не слышно.
В Москве судачили: «Государь не русской породы, и не царя Алексея Михайловича сын». Однозначным доказательством служило то, что царь благоволит к немцам – значит и сам из их числа. Спорили только о том, когда и кто подменил монарха.
Говорят, царь не настоящий!
По одной версии случилось это еще в колыбели. Коварные чужеземцы выкрали царевича у зазевавшихся мамок и заменили «немчонком».
По другой легенде виновата в подмене сама царица Наталья Кирилловна. Дескать, супруг Алексей Михайлович грозил «разлюбить» жену, если она родит ему дочь, потому новорожденную царевну подменили мальчиком, взятым в немецкой слободе. Его потенциальным отцом называют, естественно, Франца Лефорта, одного из верных соратников Петра.
Слухи о подмене набирают силу после возвращения Петра из-за границы. Говорят, царя замуровали в стену в Риге, засмолили в бочке где-то в Германии или даже замучили в Стокгольме по личному приказу королевы Кристины. А на его место прислали, разумеется, «немца».
Наиболее фантастический вариант этой легенды создают старообрядцы, которым тоже изрядно досталось от Петра. По их мнению, он – антихрист на престоле, а истинный царь принял старообрядчество и скрывается в скитах.
Кукуйская царица
Петр действительно был тесно связан с немцами, с некоторыми – особыми узами. В 1690-м году на пиру в доме виноторговца Иоганна Георга Монса Франц Лефорт знакомит молодого царя с дочерью хозяина дома, красавицей Анной. На долгие годы девушка становится фавориткой Петра I.
Удивительно, но русский царь не просто увлекся хорошенькой немкой, а всерьез собирался жениться на ней. Москвичи не любили Анну за взяточничество, и воспринимали ее как причину ссылки Евдокии Лопухиной, жены Петра, и ссоры царя с сыном. Ее насмешливо прозвали «Кукуйской царицей» по названию немецкой слободы – Кукуя.
И быть на русском престоле императрице Анне, если бы не вскрылись ее измены Петру. Оскорбленный царь повелел посадить коварную возлюбленную под домашний арест. Лишь через несколько лет ей разрешили вступить в брак, который, впрочем, оказался недолгим.
Существует романтическая легенда, будто Петр и Анна познакомились во время страшных событий 1689 года, когда юная немка спасла царевича от стрелецкого бунта.
Темная башня
Во время стрелецкого бунта полк Лаврентия Сухарева встал на защиту царевича Петра. В память об этом Петр приказывает возвести Сухаревскую башню.
Долгое время там находилась Школа математических и навигационных наук – первое в России учебное заведение, готовившее военных инженеров. Но была у башни и тайная жизнь. Существует предание, что в Рапирном (фехтовальной) зале, наверху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Франца Лефорта и Якова Брюса, возглавлявшего школу. Молва называла Брюса чернокнижником, говорили, что он продал душу дьяволу. Слухи были не беспочвенны: он интересовался астрономией и алхимией, выпустил популярный календарь с пророчествами. Что же касается загадочного Нептунова общества, в которое входил сам царь, то его считают первой на Руси масонской ложей.
Так это или нет, но до самого своего конца башня привлекала кладоискателей и любителей загадок, мечтавших найти рукописи и эликсиры, спрятанные «колдуном с Сухаревской башни».
«Петербургу быть пусту»
Первым браком Петр был женат на русской дворянке Евдокии Лопухиной. Молодую жену, навязанную матерью, император не любил, несмотря на то, что она подарила ему сына и будущего наследника. Через год после заключения брака Петр сошелся с Анной Монс. Евдокию уговаривали уйти в монастырь, но царица отказывалась, объясняя, что ей нужно заботиться о малолетнем сыне.
Наконец, раздосадованный ее упрямством Петр, велит насильно увести супругу в монастырь. Тут-то царица и изрекла свое пророчество, повторенное впоследствии, многими недругами Петра: «Месту сему быть пусту!»
Кроме гибели Петербурга, опальная царица якобы предсказала, что царя охватит страшная болезнь, и только она сможет его исцелить. Тогда Петр снова призовет ее к себе, и заживут они лучше прежнего. Узнаем мы это из протоколов допроса царевича Алексея. Печальная история слишком напоминает фантазии мальчика о том, как «папа и мама снова будут жить вместе». Евдокия пережила неверного мужа, горемычного сына, и счастливых соперниц, выйдя из заточения при кратком правлении своего внука Петра II.
Шекспировские страсти
В конце XVIII века в подвалах Кунтскамеры были обнаружены две заспиртованные головы. Одна принадлежала Виллиму Монсу (брату той самой Анны) – фавориту Екатерины I, который был казнен ревнивым Петром. Другая, женская – Марии Гамильтон, фрейлине императрицы и любовнице императора. За что же была обезглавлена прекрасная шотландка?
Мария пользовалась благосклонностью Петра, но свое сердце отдала царскому денщику Ивану Орлову. Чтобы любимый к ней не охладел, девушка дарила ему драгоценности, похищенные у императрицы. Когда же Мария забеременела, то решила скрыть этот факт, а новорожденного своими руками утопила и велела горничной избавиться от мертвого младенца. Преступление раскрыли, а Мария была обезглавлена на Троицкой площади. По некоторым версиям, царь отказался смягчить наказание юной фрейлине потому, что убитый ребенок мог с равным успехом быть его сыном.
Внебрачный сын
Михаил Васильевич Ломоносов – фигура для российской науки столь же значимая, сколь Петр I – для российской политики.
Существует легенда, что Михайло Ломоносов – сын Петра. Какие же аргументы приводят ее сторонники?
Во-первых, внешнее сходство – оба были высоки ростом, с маленькими ступнями и руками. Во-вторых, похожий характер – и царь, и ученый отличались вспыльчивым нравом. В-третьих, удивительный путь, проделанный Ломоносовым: от старообрядческой деревни до императорского дворца и Академии наук. И, наконец, невероятная, можно сказать, сыновья почтительность, с которой Ломоносов говорил о Петре.
Возможно, причиной появления легенды стало то, что Ломоносов при поступлении в Славяно-Греко-Латинскую академию пришлось выдавать себя за внебрачного сына некоего видного дворянина.
Завещание Петра
Петр I умер, не успев назначить наследника. После него престол заняла Екатерина I, а затем последовала долгая политическая чехарда, именуемая Эпохой дворцовых переворотов.
В 1812 году после краха наполеоновского нашествия становится известно о неком «Завещании Петра I». В 1836 году оно публикуется, правда, на французском языке. В завещании Петр, якобы, призывал преемников вести постоянные войны с Европой, разделить Польшу, завоевать Индию и нейтрализовать Турцию. В общем, добиться полной и окончательной гегемонии в Евразии.
Достоверность документу придавала часть уже исполненных «заветов», к примеру, раздел Польши. Но, в конце XIX века документ был тщательно изучен и признан поддельным.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев